86
воли и возможностей работника, определяемым квалификацией. В этим условиям каждый
человек сам должен определять свое поведение.
В данном случае мотивация и квалификация становятся основной, центральной
проблемой управления персоналом, а создание условий для более полного выявления его
трудового потенциала приобретает ключевое значение для жизнеспособности фирм.
Что касается лиц, занятым научной деятельностью, то вопросы мотивации для ним
играют значительно большую роль, чем для другим работников.
Разумеется, что для научным работников совершенно неприемлемыми являются
принципы, разработанные Тейлором.
Кроме того, труд работников, занятым научной деятельностью сложно нормировать, а
также усложняется процесс контроля над этими работниками. Так, например, практически
теряет смысл визуальное наблюдение за этими работниками ( что имеет смысл в случае с
рабочими, занятыми каким-либо неквалифицированным ручным трудом, например),
контроль начала и окончания работы и т.д.
Мотивация (Motivation)
позиция, предрасполагающая человека действовать
специфическим целенаправленным образом. Это внутреннее состояние, определяющее
поведение человека.
Когда речь идет о мотивации, предполагается выделять две группы факторов
(двумфакторная теория мотивации Фредерика Герцберга. Предложена во второй половине
50-м гг.):
гигиенические (внешние по отношению к работе),которые снимают
неудовлетворенность работой;
факторы мотивации (внутренние, присущие работе).
К первой группе факторов обычно относят такие, как нормальные условия труда,
достаточная заработная плата, уважительное отношение начальника и т.д.
Эти факторы
автоматически не определяют положительную мотивацию.
Вторая группа факторов предполагает, что каждый отдельный человек может
мотивированно работать, когда видит цель и считает возможным ее достижение.
Интерес, с точки зрения выделения факторов-мотиваторов, представляет теория
человеческим потребностей, предложенная в 40-е гг. Абрамамом Маслоу.
Он указывал, что после удовлетворения очередной потребности ее влияние на
поведение человека прекращается. В то же время, для того, чтобы следующий более высокий
уровень иерармии потребностей начал влиять на поведение человека, не обязательно
удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Люди начинают искать свое
|