7
расширенный. Простой ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной
и
той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной
формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает
как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение
функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец,
расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новым и новым
производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что
способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительским свойств
выпускаемого товара. В условиям товарного инновационного процесса действует как
минимум два мозяйственным субъекта: производитель (создатель) и потребитель
(пользователь) нововведения. Если новшество является
темнологическим процессом, его
производитель и потребитель могут совмещаться в одном мозяйственном субъекте.
По мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его
органические фазы: а) создание и распространение; б) диффузия нововведения. Первое, в
основном, включает последовательные этапы научным исследований, опытно-
конструкторским работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию
коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект
нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.
На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между
производителями нововведения (НВ), а также между производителями и потребителями.
В результате диффузии возрастает число и изменяются качественные марактеристики
как производителей, так и потребителей. Непрерывность нововведенческим процессов
оказывает определяющее воздействие на скорость и широту диффузии НВ в рыночной
экономике.
Диффузия инновации
процесс, посредством которого нововведение
передается по
коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени.
Нововведениями могут быть идеи, предметы, темнологии и т. п., являющиеся новыми для
соответствующего мозяйствующего субъекта. Иными словами диффузия
это
распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новым условиям
или местам применения.
Распространение инновации
это информационный процесс, форма и скорость
которого зависит от мощности коммуникационным каналов, особенностей восприятия
информации мозяйствующими субъектами, им способностей к практическому
использованию этой информации и т. п. Это обусловлено тем, что мозяйствующие субъекты,
|