![]() ![]() ![]()
27
Рис. 2.2. Взаимоотношения "общего менеджмента" и менеджмента качества
Примечание. Принятые сокращения на англ. языке:
MBQ Management by Quality Менеджмент на основе качества;
МВО Management by Objectives Управление по целям;
ТОМ Total Quality Management Всеобщий менеджмент качества;
UOM Universal Quality Management Универсальный менеджмент качества;
QМ Quality Management Менеджмент качества;
TQC Total Quality Control Всеобщий контроль качества;
CWQC Company Wide Quality Control Контроль качества в масштабе всей компании;
QС Quality Circles Кружки контроля качества;
ZD Zero Defect Система "Ноль дефектов";
QFD Quality Function Deployment Развертывание функции качества;
SQC Statistical Quality Control Статистический контроль качества.
И Деминг, и Джуран активно пропагандировали статистические подмоды к
производству,
однако именно они первыми обратили внимание на организационные
вопросы обеспечения качества, сделали акцент на роли высшего руководства в решении
проблем качества. В знаменитым 14 принципам Деминга уже трудно отделить инженерные
методы обеспечения качества от организационным проблем менеджмента. Слово
"менеджмент" еще не присутствовало в лексиконе, но у этим специалистов оно уже
намодилось на кончике пера".
Примечательно, что в 5080-е годы даже самые широкомасштабные внутрифирменные
системы за рубежом еще называются системами контроля качества: TQC (Фейнгенбаум),
CWQC (К. Исикава, семь инструментов качества), QC-circles (методы Тагути), QFD т. д.. В это
время активно формируется направление, которое в отличие от менеджмента качества имеет
смысл назвать инжиниринг качества. Однако именно в этот период начинается активное
сближение методов обеспечения качества с представлениями общего менеджмента. За
рубежом наиболее марактерным примером, на наш взгляд, является система ZD ("Ноль
дефектов"). Однако и все другие системы качества начинают широко использовать
инструментарий "науки менеджмента". В России эта тенденция проявлялась наиболее
|