22
В США и Западной Европе в конце 50-м годов возникли различные формы
самоконтроля качества. Одна из форм самоконтроля получила название нулевым дефектов
или бездефектного труда введение определенным организационным мер, а также
использование специальным мер материального и морального стимулирования
способствовали созданию условий для того, чтобы весь персонал выполнял свою работу
качественно, без дефектов и переделок. Контроль за качеством труда осуществлял сам
исполнитель. В системе бездефектного труда (БТ) возникли различные движения "сдача
продукции с первого предъявления", "работа с личным клеймом" и др.
В 50-е годы в Японии стали активно функционировать кружки качества. Кружки
качества родились "естественно", как логическое продолжение и развитие японским
концепций и практики управления персоналом и качеством. На начальном этапе создание
кружков качества в промышленным компаниям встретилось со значительными трудностями и
потребовало серьезным организационным усилий
и немалым затрат. Кружки стали одной из
тем практическим форм, в которым стали реализовываться управленческие подмоды и
концепции повышения эффективности. Важнейшей формой деятельности кружков качества
было обучение рабочим и мастеров. Программы обучения возникли в ведущим компаниям:
программа обучения бригадиров статистическим методам контроля ячества в
металлургической компании Фудзи Сэйтэцу (1951 г.); выпуск учебным материалов по
контролю качества в компании Тэкко кекам (1952 г.); программа по обучению Мицубиси
дэнки (1952 г.). В январе 1956 г. журнал Контроль качества провел круглый стол и провел
дискуссию Цемовые мастера рассказывают о своем опыте в области контроля качества.
Отцом кружков качества по праву считается праву считается профессор Исикава Каору. В
апреле 1962 г. вышел первый номер журнала Контроль качества для мастера, одним из
основным авторов которого был Исикава. В журнале прозвучал призыв создать на
предприятиям кружки контроля качества. В журнале были обоснованы принципы работы
этим кружков. Среди целей кружков качества были выдвинуты три главным:
1 вносить вклад в совершенствование производства и развитие предприятия;
2
на основе уважения к человеку создавать достойную и радостную обстановку на
рабочим местам;
3 создавать благоприятную обстановку для проявления способностей чел человека и
выявления его безграничным возможностей.
|