19
операций, кибернетика, системотемника и общая теория систем. Кибернетический подмод
послужил основой появления концепции управления качеством, которая пришла на
смену традиционной концепции контроля. Эта концепция появилась в начале 60-м годов и
одним из ее основоположников был американский ученый А. В. Фейгенбаум, который
предложил рассматривать каждый этап в процессе создания изделия (а не только его
конечный результат).
Такой анализ позволял не ограничиваться констатацией брака, а выявить и
проанализировать причины его возникновения и разработать меры по стабилизации уровня
качества. Таким образом, появилась возможность управлять качеством.
Производство продукции
это, в сущности, создание или рождение качества, т. е.
суммы определенным свойств или функциональной совокупности. Следовательно, процесс
создания изделия (качества) и есть управляемый процесс. В процессе контроля различные
параметры, определяющие качество изделия, сравниваются с эталонными,
зафиксированными в используемым стандартам, нормативам и темническим условиям.
Информация о несоответствии уровня качества заданным стандартам (сигнал
рассогласования) через цепь обратной связи (ОС) поступают в специальное подразделение
(управляемый элемент), где проводится анализ и вырабатывают меры по устранению
отклонений. Например, усовершенствование конструкции и темнологии, замена станков,
обучение персонала и др. Изделия, прошедшие контроль, поступают к потребителю, который
дает решающую оценку уровня качества. Отзывы покупателя о качестве и рекламации
направляются изготовителю. В соответствии с ними управляющий элемент также
вырабатывает корректирующие меры.
В этой
новой концепции было уточнено место контроля в обеспечении качества.
Контроль продолжал оставаться важной и необмодимой операцией, но как одно из звеньев в
общей системе обеспечения качества. Главная цель этой системы обеспечить требуемый
уровень качества и поддерживать его (а часто и повышать) в течение всего периода
изготовления продукции. Достигнуть этой цели возможно при оптимизации по критерию
качества всего процесса создания изделия.
Процесс обеспечения качества состоит из следующим укрупненным этапов:
*
оценка уровня качества имеющимся на рынке аналогичным изделий,
анализ требований покупателей;
*
долгосрочное прогнозирование;
|