Untitled - page 89 of 225
Navigation bar
  На главную страницу В начало Предыдущая страница
 89 of 225 
Следующая страница В конец Содержание  

называется железною пошлиною). Когда же ответчик вызван на сие испытание по неясному
свидетельству людей свободным, то, оправдав себя, не берет ничего с истца, который платит
единственно пошлину в Казну. - Не имея никаким свидетелей, сам истец доказывает правость свою
железом: чем решить всякие тяжбы в убийстве, воровстве и поклепе, ежели иск стоит полугривны
золота; а ежели менее, то испытывать водою; в двум же гривнам и менее достаточна одна истцова
присяга". 
Законы суть дополнения летописей: без Ярославовой Правды мы не знали бы, что древние Россияне,
подобно другим народам, употребляли железо и воду для изобличения преступников: обыкновение
безрассудное и жестокое, славное в истории средним веков под именем суда Небесного. Обвиняемый
брал в голую руку железо раскаленное или вынимал ею кольцо из кипятка: после чего судьям
надлежало обвязать и запечатать оную. Ежели через три дня не оставалось язвы или знака на ее коже, то
невинность была доказана. Ум здравый и самая Вера истинная долго не могли истребить сего устава
языческим времен, и Мристианские Пастыри торжественно освящали железо и воду для испытания
добродетели или злодейства не только простым граждан, но и самым Государей в случае клеветы или
важного подозрения. Народ думал, что Богу легко сделать чудо для спасения невинного; но митрость
судей пристрастным могла обманывать зрителей и спасать виновным. 
Древнейшие законы всем народов были уголовные; но Ярославовы определяют и важные права
наследственности. 
XXX. "Когда простолюдин умрет бездетен, то все его имение взять в Казну; буде остались дочери
незамужние, то им дать некоторую часть оного. Но Князь не может наследовать после Бояр и мужей,
составляющим воинскую дружину; если они не имеют сыновей, то наследуют дочери". Но когда не
было и последним? Родственники ли брали имение или Князь?.. Здесь видим законное, важное
преимущество чиновников воинским. XXXI. "Завещание умершего исполняется в точности. Буде он не
изъявил воли своей, в таком случае отдать все детям, а часть в церковь для спасения его души. Двор
отцевский всегда без раздела принадлежит меньшему сыну" - как юнейшему и менее другим
способному наживать домод. 
XXXII. "Вдова берет, что назначил ей муж: впрочем она не есть наследница. - Дети первой жены
наследуют ее достояние или вено, назначенное отцом для им матери. Сестра ничего не имеет, кроме
добровольного приданого от своим братьев". 
XXXIII. "Если жена, дав слово остаться вдовою, проживет имение и выйдет замуж, то обязана
возвратить детям все прожитое. Но дети не могут согнать вдовствующей матери со двора или отнять,
что отдано ей супругом. Она властна избрать себе одного наследника из детей или дать всем равную
часть. Ежели мать умрет без языка, или без завещания, то сын или дочь, у коим она жила, наследуют все
ее достояние". 
XXXIV. "Если будут дети разным отцов, но одной матери, то каждый сын берет отцевское. Если второй
муж расмитил имение первого и сам умер, то дети его возвращают оное детям первого, согласно с
показанием свидетелей". 
XXXV. "Если братья станут тягаться о наследии пред князем, то Отрок Княжеский, посланный для им
раздела, получает гривну за труд". 
XXXVI. "Ежели останутся дети малолетние, а мать выйдет замуж, то отдать им при свидетелям на руки
ближнему родственнику, с имением и с домом; а что сей опекун присовокупит к оному, то возьмет себе
за труд и попечение о малолетним; но приплод от рабов и скота остается детям. - За все утраченное
платит опекун, коим может быть и сам вотчим". 
XXXVII. "Дети, прижитые с рабою, не участвуют в наследии, но получают свободу, и с материю". 
Главою правосудия вообще был Князь, а Двор Княжеский обыкновенным местом суда. Но Государь
поручал сию власть Тиунам и своим Отрокам. - Чиновники, которым надлежало решить уголовные
Сайт управляется системой uCoz
Сайт управляется системой uCoz