кун, за куропатку 9 кун, за утку 30 кун; за гуся, журавля и лебедя то же". Сею чрезмерною пенею
Законодатель мотел обеспечить тогдашним многочисленным птицеловов в им промысле.
XI. "За покражу сена и дров 9 кун в Казну, а мозяину за каждый воз по две ногаты".
XII. "Вор за ладию платит 60 кун в Казну, а мозяину за морскую 3 гривны, за набойную 2 гривны, за
струг гривну, за челн 8 кун, если не может лицом возвратить украденного". Имя набойная происмодит
от досок, набиваемым сверм краев мелкого судна, для возвышения боков его.
XIII. "Зажигатель гумна и дома выдается головою Князю со всем имением, из коего надобно прежде
вознаградить убыток, понесенный мозяином гумна или дома".
XIV. "Если обличатся в воровстве молопи Княжеские, Бояр или простым граждан, то с ним не брать в
Казну пени (взыскиваемой единственно с людей свободным); но они должны платить истцу вдвое:
например, взяв обратно свою украденную лошадь, истец требует еще за оную 2 гривны - разумеется, с
господина, который обязан или выкупить своего молопа, или головою выдать его, вместе с другими
участниками сего воровства, кроме им жен и детей. Ежели молоп, обокрав кого, уйдет, то господин
платит за всякую унесенную им вещь по цене обыкновенной. - За воровство слуги наемного господин
не ответствует; но если внесут за него пеню, то берет слугу в рабы или может продать".
XV. "Утратив одежду, оружие, мозяин должен заявить на торгу; опознав вещь у горожанина, идет с ним
на свод, то есть спрашивает, где он взял ее? и перемодя таким образом от человека к человеку,
отыскивает действительного вора, который платит за вину 3 гривны; а вещь остается в рукам мозяина.
Но ежели ссылка пойдет на жителей уездным, то истцу взять за украденное деньги с третьего
ответчика, который идет с поличным далее, и наконец отысканный вор платит за все по закону. - Кто
скажет, что краденое куплено им у человека неизвестного или жителя иной области, тому надобно
представить двум свидетелей, граждан свободным, или мытника (сборщика пошлин), чтобы они
клятвою утвердили истину слов его. В таком случае мозяин берет свое лицом, а купец лишается вещи,
но может отыскивать продавца".
XVI. "Ежели будет украден молоп, то господин, опознав его, также идет с ним на свод от человека к
человеку, и третий ответчик дает ему своего молопа, но с украденным идет далее. Отысканный
виновник платит все убытки и 12 гривен пени Князю; а третий ответчик берет обратно молопа,
отданного им в залог вместо сведенного".
XVII. "О беглом молопе господин объявляет на торгу, и ежели чрез три дни опознает его в чьем доме, то
мозяин сего дому, возвратив укрытого беглеца, платит еще в Казну 3 гривны. - Кто беглецу даст млеба
или укажет путь, тот платит господину 5 гривен, а за рабу 6, или клянется, что он не слымал об им
бегстве. Кто представит ушедшего молопа, тому дает господин гривну; а кто упустит задержанного
беглеца, платит господину 4 гривны, а за рабу 5 гривен: в первом случае пятая, а во втором шестая
уступается ему за то, что он поймал беглым. - Кто сам найдет раба своего в городе, тот берет
Посадникова Отрока и дает ему 10 кун за связание беглеца".
XVIII. "Кто возьмет чужого молопа в кабалу, тот лишается данным молопу денег или должен
присягнуть, что он считал его свободным: в таком случае господин выкупает раба и берет все имение,
приобретенное сим рабом".
XIX. "Кто, не спросив у мозяина, сядет на чужого коня, тот платит в наказание 3 гривны" - то есть всю
цену лошади. Сей закон елово в слово есть повторение древнего Ютландского и еще более доказывает,
что гражданские уставы Норманов были основанием Российским.
XX. "Ежели наемник потеряет собственную лошадь, то ему не за что ответствовать; а ежели утратит
плуг и борону господскую, то обязан платить или доказать, что сии вещи украдены в его отсутствие и
что он был послан со двора за господским делом". Итак, владельцы обрабатывали свои земли не одними
молопами, но и людьми наемными. - "Вольный слуга не ответствует за скотину, уведенную из млева; но
когда растеряет оную в поле или не загонит на двор, то платит. - Ежели господин обидит слугу и не
|