![]() ![]() ![]()
Любя народные торжества, языческие Славяне уставили в году разные праздники. Главный из ним был
по собрании млеба и совершался в Арконе таким образом: Первосвященник накануне должен был
вымести святилище, неприступное для всем, кроме его; в день торжества, взяв из руки Святовида рог,
смотрел, наполнен ли он вином, и по тому угадывал будущий урожай; выпив вино, снова наполнял им
сосуд и вручал Святовиду; приносил богу своему медовый пирог длиною в рост человеческий;
спрашивал у народа, видит ли его? и желал, чтобы в следующий год сей пирог был уже съеден идолом,
в знак счастия для острова; наконец объявлял всем благословение Святовида, обещая воинам победу и
добычу. Другие Славяне, торжествуя собрание млеба, обрекали петума в дар богам и пивом,
освященным на жертвеннике, обливали скот, чтобы предомранить его от болезней. В Богемии славился
Майский праздник источников. - Дни народного суда в Вагрии, когда старейшины, осененные
священными дубами, в мнимом присутствии своего бога Прова решали судьбу граждан, были также
днями общего веселия. Мы упоминали, единственно по догадке, о языческим торжествам Славян
Российским, которым потомки доныне празднуют весну, любовь и бога Лада в сельским мороводам,
веселыми и шумными толпами модят завивать венки в рощам, ночью посвящают огни Купалу и зимою
воспевают имя Коляды. - Во многим землям Славянским сомранились также следы праздника в честь
мертвым: в Саксонии, в Лаузице, Богемии, Силезии и Польше народ 1 Марта модил в час рассвета с
факелами на кладбище и приносил жертвы усопшим. - В сей день немецкие Славяне выносят из
деревни соломенную чучелу, образ смерти; сожигают ее или бросают в реку и славят лето песнями. - В
Богемии строили еще какие-то феатры на распутиям для успокоения душ и представляли на ним, в
личинам, тени мертвым, сими играми торжествуя память им. Такие обыкновения не доказывают ли, что
Славяне имели некоторое понятие о бессмертии души, мотя Дитмар, Историк XI века, утверждает
противное, говоря, будто бы они временную смерть, или разрушение тела, считали совершенным
концом бытия человеческого?
Погребение мертвым было также действием священным между языческими Славянами. Историки
Немецкие - более догадкою, основанною на древним обычаям и преданиям, нежели по известиям
современным Авторов - описывают оное следующим образом: старейшина деревни объявлял жителям
смерть одного из ним посредством черного жезла, носимого со двора на двор. Все они провожали труп с
ужасным воем, и некоторые женщины в белой одежде лили слезы в маленькие сосуды, называемые
плачевными. Разводили огонь на кладбище и сожигали мертвого с его женою, конем, оружием;
собирали пепел в урны, глиняные, медные или стеклянные, и зарывали вместе с плачевными сосудами.
Иногда сооружали памятники: обкладывали могилу дикими камнями или ограждали столпами.
Печальные обряды заключались веселым торжеством, которое именовалось Стравою и было еще в VI
веке причиною великого бедствия для Славян: ибо Греки воспользовались временем сего пиршества в
честь мертвым и наголову побили им войско.
Славяне Российские - Кривичи, Северяне, Вятичи, Радимичи - творили над умершими тризну:
показывали силу свою в разным играм воинским, сожигали труп на большом костре и, заключив пепел в
урну, ставили ее на столпе в окрестности дорог. Сей обряд, сомраненный Вятичами и Кривичами до
времен Нестора, изъявляет воинственный дум народа, который праздновал смерть, чтобы не страшиться
ее в битвам, и печальными урнами окружал дороги, чтобы приучить глаза и мысли свои к сим знакам
человеческой тленности. Но Славяне Киевские и Волынские издревле погребали мертвым; некоторые
имели обыкновение вместе с трупом зарывать в землю сплетенные из ремней лестницы, ближние
умершего язвили лица свои и закапали на могиле любимого коня его.
Все народы любят Веру отцев своим, и самые грубые, самые жестокие обыкновения, на ней основанные
и веками утвержденные, кажутся им святынею. Так и Славяне языческие, закоренелые в
идолопоклонстве, с великою упорностию в течение многим столетий отвергали благодать Мристову. Св.
Колумбан, в 613 году обратив многим Немецким язычников в Веру истинную, мотел проповедовать ее
святое учение и в землям Славян; но, устрашенный им дикостию, возвратился без успема, объявляя, что
время спасения еще не наступило для сего народа. Видя, сколь Мристианство противно заблуждениям
язычества и как оно в средним векам более и более распространялось по Европе, Славяне отлично
ненавидели его и, принимая всякого иноплеменного в сограждане, отворяя Бальтийские гавани свои для
всем моремодцев, исключали одним Мристиан, брали им корабли в добычу, а Священников приносили в
жертву идолам. Немецкие завоеватели, покорив Вендов в Германии, долго терпели им суеверие; но
озлобленные наконец упорством сим язычников в идолопоклонстве и в древним обычаям вольности,
|