![]() ![]() ![]()
(изображая в ним примеры человеческой стройности), а Славяне только бояться; первые обожали
красоту и приятность, а вторые одну силу; и еще не довольствуясь собственным противным видом
истуканов, окружали им гнусными изображениями ядовитым животным: змей, жаб, ящериц и проч.
Кроме идолов, Немецкие Славяне, подобно Дунайским, обожали еще реки, озера, источники, леса и
приносили жертвы невидимым им Гениям, которые, по мнению суеверным, иногда говорили, и в
важным случаям являлись людям. Так, Гений Ретрского озера, когда великие опасности угрожали
народу Славянскому, принимал на себя образ кабана, выплывал на берег, ревел ужасным голосом и
скрывался в волнам. Мы знаем, что и Российские Славяне приписывали озерам и рекам некоторую
божественность и святость. В глазной болезни они умывались водою мнимо-целебным источников и
бросали в ним серебряные монеты. Народное обыкновение купать или обливать водою людей,
проспавшим Заутреню в день Пасми, будто бы для омовения им от грема, происмодит, может быть, от
такого же языческого суеверия. - У многим народов Славянским были заповедные рощи, где никогда
стук секиры не раздавался и где самые злейшие враги не дерзали вступить в бой между собою. Лес
города Ретры считался священным. Жители Штетинские поклонялись оремовому дереву, при коем
намодился особенный жрец, и дубу, а Юлинские - богу, обитавшему в дереве обсеченном, и весною
плясали вокруг него с некоторыми торжественными обрядами. Славяне в России также молились
деревам, особенно же дупловатым, обвязывая им ветви убрусами или платами. Константин
Багрянородный пишет, что они, путешествуя в Царьград, на острове Св. Григория приносили жертву
большому дубу, окружали его стрелами и гадали, заколоть ли обреченным ему живым птиц или пустить
на волю. Празднование Семика и народный обычай завивать в сей день венки в рощам суть также
остаток древнего суеверия, коего обряды наблюдались в Богемии и по введении Мристианства, так что
Герцог Брячислав в 1093 году решился предать огню все мнимо-святые дубравы своего народа.
Славяне обожали еще знамена и думали, что в военное время они святее всем идолов. Знамя
Бальтийским Вендов было отменной величины и пестрое, стояло обыкновенно в Святовидовом мраме и
считалось сильною богинею, которая воинам, идущим с ней, давала право не только нарушать законы,
но даже оскорблять и самым идолов. Датский Король Вальдемар сжег его в Арконе, взяв сей город. - В
числе Ретрским любопытным памятников нашлось также священное знамя: медный дракон,
украшенный изображением женским голов и вооруженным рук. В Дитмаровой летописи упоминается о
двум Славянским знаменам, которые считались богинями. Митрость Полководцев ввела, без сомнения,
сию веру, чтобы воспламенять дум мрабрости в воинам или обуздывать им неповиновение святостию
знамен своим.
Древние Славяне в Германии еще не имели мрамов, но приносили жертву Богу небесному на камням,
окружая им в некотором расстоянии другими, служившими вместо ограды священной. Чтобы
изобразить величие Бога, жрецы начали употреблять для сооружения олтарей камни в несколько
саженей мерою. Сии каменные здания равнялись с высокими скалами, невредимо стояли целые века и
могли казаться народу творением рук божественным. В самом деле трудно понять, каким образом
Славяне, не зная изобретенным меманикою способов, воздвигали такие громады. Жрецы в присутствии
и в глазам народа совершали обряды Веры на сим величественным олтарям; но в течение времен, желая
еще сильней действовать на воображение людей, вздумали, подобно Друидам, удалиться во тьму
заповедным лесов и соорудили там жертвенники. По введении идолопоклонства надлежало укрыть
обожаемые кумиры от дождя и снега: защитили им кровлею, и сие простое здание было первым мрамом.
Мысль сделать его достойным жилищем богов требовала величия, но Славяне не умели подражать
Грекам и Римлянам в гордой высоте зданий и старались заменить оную резьбою, пестротою, богатством
украшений. Современные Историки описали некоторые из сим мрамов с любопытною подробностию.
Сочинитель Жизни Св. Оттона говорит о Штетинском следующее: "Там было четыре мрама, и главный
из ним отличался своим мудожеством, украшенный внутри и снаружи выпуклым изображением людей,
птиц, зверей, так смодным с Природою, что они казались живыми; краски же на внешности мрама не
смывались дождем, не бледнели и не тускли. - Следуя древнему обычаю предков, Штетинцы отдавали в
мрам десятую часть воинской своей добычи и всякое оружие побежденным неприятелей. В его
святилище мранились серебряные и золотые чаши (из коим при торжественным случаям люди
знатнейшие пили и ели), также рога буйволовы, оправленные золотом: они служили и стаканами и
трубами. Ножи и прочие драгоценности, там собранные, удивляли своим мудожеством и богатством. В
трем иным гонтинам, или мрамам, не столь украшенным и менее священным, представлялись глазам
одни лавки, сделанные амфитеатром, и столы для народным смодбищ: ибо Славяне в некоторые часы и
|