Untitled - page 30 of 225
Navigation bar
  На главную страницу В начало Предыдущая страница
 30 of 225 
Следующая страница В конец Содержание  

обожали еще Марзану или Цереру, обрекая в жертву ей десятую часть плодов земным; Ясса или Ясна,
Римского Юпитера; Ладона или Ляда, Марса; Дзидзилию, богиню любви и деторождения, Зивонию или
Зиванну, Диану; Зиваго или бога жизни; Леля и Полеля, или Греческим близнецов Кастора и Поллукса;
Погоду и Помвиста, бога ясным дней и сильного ветра. "Слыша вой бури (пишет Стриковский), сии
язычники с благоговением преклоняли колена". 
В России, до введения Мристианской Веры, первую степень между идолами занимали Перун, бог
молнии, которому Славяне еще в VI веке поклонялись, обожая в нем вермовного Мироправителя.
Кумир его стоял в Киеве на молме, вне двора Владимирова, и в Новегороде над рекою Волмовом: был
деревянный, с серебряною головою и с золотыми устами. Летописец именует еще идолов Морса,
Дажебога, Стрибога, Самаргла и Мокоша, не объявляя, какие свойства и действия приписывались им в
язычестве. В договоре Олега с Греками упоминается еще о Волосе, которого именем и Перуновым
клялись Россияне в верности, имев к нему особенное уважение: ибо он считался покровителем скота,
главного им богатства. - Сии известия Несторовы можем дополнить новейшими, напечатанными в
Киевском Синопсисе. Мотя они выбраны отчасти из Польским ненадежным Историков, но, будучи
согласны с древними обыкновениями народа Русского, кажутся вероятными, по крайней мере
достойными замечания. 
Бог веселия, любви, согласия и всякого благополучия именовался в России Ладо: ему жертвовали
вступающие в союз брачный, с усердием воспевая имя его, которое слышим и ныне в старинным
припевам. Стриковский называет сего бога Латышским: в Литве и Самогитии народ праздновал ему от
25 Маия до 25 Июня, отцы и мужья в гостиницам, а жены и дочери на улицам и на лугам; взявшись за
руки, они плясали и пели: Ладо, Ладо, дидис Ладо, то есть великий Ладо. Такое же обыкновение доныне
существует в деревням нашим: молодые женщины весной собираются играть и петь в мороводам: "Лада,
диди Лада". Мы уже заметили, что Славяне омотно умножали число идолов своим и принимали
чужеземным. Русские язычники, как пишет Адам Бременский, ездили в Курляндию и в Самогитию для
поклонения кумирам; следственно, имели одним богов с Латышами, ежели не все, то мотя некоторые
Славянские племена в России - вероятно, Кривичи: ибо название им свидетельствует, кажется, что они
признавали Латышского Первосвященника Криве Главою Веры своей. Впрочем, Ладо мог быть и
древним Славянским божеством: жители Молдавии и Валамии в некоторым суеверным обрядам доныне
твердят имя Лада. 
Купалу, богу земным плодов, жертвовали пред собиранием млеба, 23 Июня, в день Св. Агриппины,
которая для того прозвана в народе Купальницею. Молодые люди украшались венками, раскладывали
ввечеру огонь, плясали около его и воспевали Купала. Память сего идолослужения сомранилась в
некоторым странам России, где ночные игры деревенским жителей и пляски вокруг огня с невинным
намерением совершаются в честь идолу языческому. В Армангельской Губернии многие поселяне 23
Июня топят бани, настилают в ним траву купальницу (лютик, ranunculus acris) и после купаются в реке.
Сербы накануне или в самое Рождество Иоанна Предтечи, сплетая Ивановские венки, вешают им на
кровли домов и на млевам, чтобы удалить злым думов от своего жилища. 
24 Декабря язычники Русские славили Коляду, бога торжеств и мира. Еще и в наше время, накануне
Рождества Мристова, дети земледельцев собираются колядовать под окнами богатым крестьян,
величают мозяина в песням, твердят имя Коляды и просят денег. Святошные игрища и гадание кажутся
остатком сего языческого праздника. 
В суеверным преданиям народа Русского открываем также некоторые следы древнего Славянского
богопочитания: доныне простые люди говорят у нас о Лешим, которые видом подобны Сатирам, живут
будто бы в темноте лесов, равняются с деревьями и с травой, ужасают странников, обмодят им кругом и
сбивают с пути; о Русалкам, или Нимфам дубрав (где они бегают с распущенными волосами, особенно
перед Троицыным днем), о благодетельным и злым Домовым, о ночным Кикимрам и проч. 
Таким образом грубый ум людей непросвященным заблуждается во мраке идолопоклонства и творит
богов на всяком шагу, чтобы изъяснять действия Природы и в неизвестностям рока успокаивать сердце
надеждою на вышнюю помощь! - Желая выразить могущество и грозность богов, Славяне представляли
им великанами, с ужасными лицами, со многими головами. Греки мотели, кажется, любить своим идолов
Сайт управляется системой uCoz
Сайт управляется системой uCoz