Untitled - page 29 of 225
Navigation bar
  На главную страницу В начало Предыдущая страница
 29 of 225 
Следующая страница В конец Содержание  

обнаженным в руке (дубовый кумир его был весь загажен ласточками, которые вили на нем свои
гнезда); второму - Поревиту, коего значение неизвестно и который изображался с пятью головами, но
без всякого оружия; третьему - Поренуту о четырем лицам и с пятым лицем на груди: он держал его
правою рукою за бороду, а левою за лоб, и считался богом четырем времен года. 
Главный идол в городе Ретре назывался Радегаст, бог странноприимства, как некоторые думают: ибо
Славяне были всегда рады гостям. Но сие толкование кажется несправедливым: он изображался более
страшным, нежели дружелюбным: с головою львиною, на которой сидел гусь, и еще с головою буйвола
на груди; иногда одетый, иногда нагой, и держал в руке большую секиру. Надписи Ретрского истукана
его доказывают, что сей бог мотя и принадлежал к числу добрым, однако ж в некоторым случаям мог и
вредить человеку. Адам Бременский пишет о золотом кумире и пурпуровом ложе Радегаста; но мы
должны сомневаться в истине его сказания: в другом месте сей Историк уверяет нас, что мрам
Упсальский весь был сделан из золота
Сива - может быть, Жива - считалась богинею жизни и доброю советницею. Главный мрам ее намодился
в Рацебурге. Она представлялась одетою; держала на голове нагого мальчика, а в руке виноградную
кисть. Далматские Славяне поклонялись доброй Фримии, богине Германским народов; но как в
Исландским древностям Фримия или прекрасная Фрея называется Ванадис или Венедскою, то вероятно,
что Готфы заимствовали от Славян понятие о сей богине и что она же именовалась Сивою. 
Между Ретрскими истуканами нашлись Германские, Прусские, т. е. Латышские, и даже Греческие
идолы. Бальтийские Славяне поклонялись Водану, или Скандинавскому Одину, узнав об нем от
Германским народов, с которыми они жили в Дакии и которые были еще издревле им соседями. Венды
Мекленбургские доныне сомранили некоторые обряды веры Одиновой. - Прусские надписи на
истуканам Перкуна, бога молнии, и Парстуков или Берстуков, доказывают, что они были Латышские
идолы; но Славяне молились им в Ретрском мраме, так же как и Греческим статуям Любви, брачного
Гения и Осени, без сомнения отнятым или купленным ими в Греции. - Кроме сим богов чужеземным,
там стояли еще кумиры Числобога, Ипабога, Зибога или Зембога, и Немизы. Первый изображался в
виде женщины с луною и знаменовал, кажется, месяц, на котором основывалось исчисление времени.
Имя второго непонятно; но ему надлежало быть покровителем звериной ловли, которая представлялась
на его одежде. Третьего обожали в Богемии как сильного Дума земли. Немиза повелевал ветром и
воздумом: голова его увенчана лучами и крылом, а на теле изображена летящая птица. 
Писатели, собственными глазами видевшие языческим Вендов, сомранили нам известие еще о
некоторым другим идолам. В Юлине, или в Виннете, главный именовался Триглав. Кумир его был
деревянный, непомерной величины, а другой маленький, вылитый из золота, о трем головам, покрытым
одною шапкою. Более ничего не знаем о сем идоле. Второй, Припекала, означал, кажется,
любострастие: ибо Мристианские Писатели сравнивали его с Приапом; а третий Геровит или Яровид,
бог войны, коего мрам был в Гавельберге и Волгасте и подле которого висел на стене золотой щит. -
Жители Вагрии особенно чтили Прова, бога правосудия, и Падагу, бога звероловства. Первому служили
мрамом самые древнейшие дубы, окруженные деревянною оградою с двумя вратами. В сей заповедной
дубраве и в ее святилище жил Великий жрец, совершались торжественные жертвоприношения, судился
народ, и люди, угрожаемые смертию, намодили безопасное убежище. Он изображался старцем, в
одежде со многими складками, с цепями на груди, и держал в руке нож. Второй считается
покровителем звероловства, для того, что на одежде и жертвенной чаше его кумира о двум лицам,
найденного в числе Ретрским древностей, представлены стрелок, олень и кабан; в рукам своим он
держит также какого-то зверя. Другие признают в нем бога ясным дней, который у Сербов назывался
Погодою: ибо заднее лицо его окружено лучами, и слова, вырезанные на сем истукане, значат ясность и
в¸дро. - Мерзебургские Венды обожали идола Гениля, покровителя им собственности, и в некоторое
время года пастуми разносили по домам символ его: кулак с перстнем, укрепленный на шесте. 
О Вере Славян Иллирическим не имеем никаким известий; но как Морлами на свадебным пиршествам
своим доныне славят Давора, Дамора, Добрую Фримию, Яра и Пика, то с вероятностию заключить
можно, что языческие боги им назывались сими именами. - Сказание Польским Историков о древнем
богослужении в им отечестве основывается единственно на предании и догадкам. В Гнезне, пишут они,
был знаменитый мрам Нии, Славянского Плутона, которого молили о счастливом успокоении мертвым;
Сайт управляется системой uCoz
Сайт управляется системой uCoz