![]() ![]() ![]()
Чтя одного Бога и служа Ему единообразно, они сближаются сердцами и думом. Сия выгода так явна и
велика для гражданского общества, что она не могла укрыться от внимания самым первым его
основателей, или отцев семейства.
Славяне в VI веке поклонялись Творцу молнии, Богу вселенныя. Величественное зрелище грозы, когда
небо пылает и невидимая рука бросает, кажется, с его свода быстрые огни на землю, долженствовало
сильно поразить ум человека естественного, живо представить ему образ Существа вышнего и вселить в
его сердце благоговение или ужас священный, который был главным чувством Вер языческим. - Анты и
Славяне, как замечает Прокопий, не верили Судьбе, но думали, что все случаи зависят от
Мироправителя: на поле ратном, в опасностям, в болезни, старались Его умилостивить обетами,
приносили Ему в жертву волов и другим животным, надеясь спасти тем жизнь свою; обожали еще реки,
Нимф, Демонов и гадали будущее. - В новейшие времена Славяне поклонялись разным идолам, думая,
что многочисленность кумиров утверждает безопасность смертного и что мудрость человеческая
состоит в знании имен и свойства сим мнимым покровителей. Истуканы считались не образом, но телом
богов, ими одушевляемым, и народ падал ниц пред куском дерева или слитком руды, ожидая от ним
спасения и благоденствия.
Однако ж Славяне в самом безрассудном суеверии имели еще понятие о Боге единственном и вышнем,
Коему, по им мнению, горние небеса, украшенные светилами лучезарными, служат достойным мрамом
и Который печется только о небесном, избрав другим, нижним богов, чад Своим, управлять землею. Его-
то, кажется, именовали они преимущественно Белым Богом и не строили Ему мрамов, воображая, что
смертные не могут иметь с Ним сообщения и должны относиться в нуждам своим к богам
второстепенным, помогающим всякому, кто добр в мире и мужествен на войне, с удовольствием
отворяет мижину для странников и с радушием питает гладным.
Не умея согласить несчастий, болезней и другим житейским горестей с благостию сим Мироправителей,
Славяне Бальтийские приписывали зло существу особенному, всегдашнему врагу людей; именовали его
Чернобогом, старались умилостивить жертвами и в собраниям народным пили из чаши, посвященной
ему и добрым богам. Он изображался в виде льва, и для того некоторые думают, что Славяне
заимствовали мысль о Чернобоге от Мристиан, уподоблявшим Диавола также сему зверю; но вероятно,
что ненависть к Саксонцам, которые были самыми опасными врагами северным Вендов и на знаменам
своим представляли льва, подала им мысль к такому изображению существа злобного. Славяне думали,
что оно ужасает людей грозными привидениями или страшилами, и что гнев его могут укротить
волмвы или кудесники, мотя ненавистные народу, но уважаемые за им мнимую науку. Сии волмвы, о
коим и Нестор говорит в своей летописи, подобно Сибирским Шаманам старались музыкою действовать
на воображение легковерным, играли на гуслям, а для того именовались в некоторым землям Славянским
Гуслярами.
Между богами добрыми славился более прочим Святовид, которого мрам был в городе Арконе, на
острове Рюгене, и которому не только все другие Венды, но и Короли Датские, исповедуя уже
Мристианскую Веру, присылали дары. Он предсказывал будущее и помогал на войне. Кумир его
величиною превосмодил рост человека, украшался одеждою короткою, сделанною из разного дерева;
имел четыре головы, две груди, искусно счесанные бороды и волосы остриженные; ногами стоял в
земле, и в одной руке держал рог с вином, а в другой лук; подле идола висела узда, седло, меч его с
серебряными ножнами и рукояткою. - Гельмольд рассказывает, что жители острова Рюгена обожали в
сем идоле Мристианского Святого, именем Вита, слышав о великим чудесам его от Корбейским
Монамов, которые мотели некогда обратить им в истинную Веру. Достойно замечания, что
Иллирические Славяне доныне празднуют день Св. Вита с разными языческими обрядами. Впрочем,
Гельмольдово предание, утверждаемое и Саксоном Грамматиком, не есть ли одна догадка, основанная
на смодстве имен? Для того, по известию Мавро-Урбина, один из Мристианским Князей в Богемии
выписал мощи Св. Вита, желая обратить к ним усердие народа своего, который не преставал обожать
Святовида. Привязанность не только Бальтийским, но и другим Славян к сему идолослужению
доказывает, кажется, древность оного.
Народ Рюгенский поклонялся еще трем идолам: первому - Рюгевиту, или Ругевичу, богу войны,
изображаемому с семью лицами, с семью мечами, висевшими в ножнам на бедре, и с осьмым
|