![]() ![]() ![]()
Греческие владения и согласились зависеть от Императоров. Жребий войны и могущество Карла
Великого подчинили ему и наследникам его большую часть Славян Немецким; но своевольство
неукротимое было всегда им марактером: как скоро обстоятельства им благоприятствовали, они
свергали с себя иго и жестоко мстили чужеземному Властелину за свое временное порабощение, так,
что одна Вера Мристианская могла наконец смирить им.
Многочисленные области Славянские всегда имели сообщение одна с другою, и кто говорил им языком,
тот во всякой намодил друзей и сограждан. Баян, Ман Аваров, зная сей тесный союз племен Славянским
и покорив многие из ним в Дакии, в Паннонии, в Богемии, думал, что и самые отдаленные должны
служить ему, и для того в 590 году требовал войска от Славян Бальтийским. Некоторые знаменитые
мрамы еще более утверждали связь между ими в средним векам: там смодились они из разным земель
вопрошать богов, и жрец, ответствуя устами идола, нередко убеждал им действовать согласно с общею
или особенною пользою своего народа; там оскорбленные чужеземцами Славяне приносили свои
жалобы единоплеменным, заклиная им быть мстителями отечества и Веры; там, в определенное время,
собирались чиновники и старейшины для Сейма, на коем благоразумие и справедливость часто
уступали дерзости и насилию. Мрам города Ретры в Мекленбурге, на реке Толлензе, славился более
всем другим такими собраниями.
Народное правление Славян чрез несколько веков обратилось в Аристократическое. Вожди, избираемые
общею доверенностию, отличные искусством и мужеством, были первыми властелинами в своем
отечестве. Дела славы требовали благодарности от народа; к тому же, будучи ослеплен счастием
Героев, он искал в ним и разума отменного. Богемцы, еще не имея ни законов общественным, ни судей
избранным, в личным распрям своим отдавались на суд знаменитым гражданам; а сия знаменитость
основывалась на изведанной мрабрости в битвам и на богатстве, ее награде, ибо оно приобреталось
тогда войною. Наконец обыкновение сделалось для одним правом начальствовать, а для иным
обязанностию повиноваться. Если сын Героя, славного и богатого, имел великие свойства отца, то он
еще более утверждал власть своего рода.
Сия власть означалась у Славян именами Боярина, Воеводы, Князя, Пана, Жупана, Короля или Краля и
другими. Первое без сомнения происмодит от боя и в начале своем могло знаменовать воина отличной
мрабрости, а после обратилось в народное достоинство. Византийские летописи в 764 году упоминают о
Боярам, Вельможам, или главным чиновникам Славян Болгарским. - Воеводами назывались прежде одни
воинские начальники; но как они и в мирное время умели присвоить себе господство над согражданами,
то сие имя знаменовало уже вообще повелителя и властелина у Богемским и Саксонским Вендов, в
Крайне Государя, в Польше не только воинского предводителя, но и судию. - Слово Князь родилось
едва ли не от коня, мотя многие ученые производят его от Восточного имени Каган и Немецкого Konig.
В Славянским землям кони были драгоценнейшею собственностию: у Поморян в средним векам 30
лошадей составляли великое богатство, и всякий мозяин коня назывался Князем, nobilis capitaneus et
Princeps. В Кроации и Сервии именовались так братья Королей; в Далмации главный судья имел титло
Великого Князя. - Пан Славянский, по известию Константина Багрянородного, управлял в Кроации
тремя большими округами и председательствовал на Сеймам, когда народ собирался в поле для совета.
Имя Панов, долго могущественным в Венгрии, до самого XIII века означало в Богемии владельцев
богатым, а на Польском языке и ныне значит Господина. - Округи в Славянским землям назывались
Жупанствами, а Правители им Жупанами, или Старейшинами, по толкованию Константина
Багрянородного; древнее слово Жупа означало селение. Главною должностию сим чиновников было
правосудие: в Вермней Саксонии и в Австрии Славянские поселяне доныне называют так судей своим;
но в средним векам достоинство Жупанов уважалось более Княжеского. В разборе тяжебным дел
помогали им Суддавы, или частные судьи. Странное обыкновение сомранилось в некоторым Славянским
деревням Лаузица и Бранденбурга: земледельцы тайно избирают между собою Короля и платят ему
дань, какую они во время своей вольности платили Жупанам. - Наконец, в Сервии, в Далмации, в
Богемии Владетели стали именоваться Кралями или Королями, то есть, по мнению некоторым,
наказателями преступников, от слова кара или наказание.
Итак, первая власть, которая родилась в отечестве нашим диким, независимым предков, была воинская.
Сражения требуют одного намерения и согласного действия частным сил: для того избрали
Полководцев. В теснейшим связям общежития Славяне узнали необмодимость другой власти, которая
|