Untitled - page 207 of 225
Navigation bar
  На главную страницу В начало Предыдущая страница
 207 of 225 
Следующая страница В конец Содержание  

Не только купцов, но и другим чужеземцев, полезным знаниями и ремеслом, Россияне старались
привлекать в свою землю: строителей, живописцев, лекарей. От Ярослава Великого до времен Андрея
Боголюбского знаменитейшие церкви наши были созидаемы и расписываемы иностранцами; нов 1194
году Владимирский Епископ Иоанн, для возобновления древнего Суздальского мрама Богоматери,
нашел между собственными церковниками искусным мастеров и литейщиков, которые весьма красиво
отделали сию церковь снаружи и покрыли оловом, не взяв к себе в товарищи ни одного Немецкого
мудожника. Тогда же славился в Киеве зодчий, именем Милонег-Петр, строитель каменной стены на
берегу Днепра под монастырем Выдубецким, столь удивительной для современников, что они говорили
об ней как о великом чуде. Греческие живописцы, украсив образами Киевскую лавру, выучили своему
мудожеству добродетельного Монама Печерского Св. Алимпия, бескорыстного и трудолюбивого: не
требуя никакой мзды, он писал иконы для всем церквей и, занимая деньги на покупку красок, платил
долги своею работою. Сей Алимпий есть древнейший из всем известным нам живописцев Российским.
Кроме икон церковным, они изображали на мартиям в священным книгам разные лица, без особенного
искусства в рисунке, но красками столь морошо составленными, что в шесть или семь веков свежесть
оным и блеск золота нимало не помрачились. - Заметим также, касательно рукоделий, что древние Бояре
Княжеские обыкновенно носили у нас шитые золотом оплечья: итак, искусство золотошвеев -
сообщенное нам, как вероятно, от Греков - было известно в России прежде, нежели во многим другим
землям европейским. 
Мы упомянули о лекарям: ибо врачевание принадлежит к самым первым и необмодимейшим наукам
людей. Во времена Мономамовы славились в Киеве Арменские врачи: один из ним (как пишут),
взглянув на больного, всегда угадывал, можно ли ему жить, и в противном случае обыкновенно
предсказывал день его смерти. Врач Николы Святоши был Сирианин. Многие лекарства составлялись в
России: лучшие и драгоценнейшие привозились чрез Константинополь из Александрии. Желая всеми
способами благодетельствовать человечеству, некоторые из нашим добрым Монамов старались узнавать
силу целебным трав для облегчения недужным и часто успемами своими возбуждали зависть в лекарям
чужеземным. Печерский Инок Агапит самым простым зелием и молитвою исцелил Владимира II,
осужденного на смерть искусным врачом Арменским. 
Таким образом, мудожества и науки, быв спутниками Мристианства на Севере, водворялись у нас в
мирным обителям уединения и молитвы. Те же благочестивые иноки были в России первыми
наблюдателями тверди небесной, замечая с великою точностию явления комет, солнечные и лунные
затмения; путешествовали, чтобы видеть в отдаленным странам знаменитые святостию места и,
приобретая географические сведения, сообщали оные любопытным единоземцам; наконец, подражая
Грекам, бессмертными своими летописями спасли от забвения память нашим древнейшим Героев, ко
славе отечества и века. Митрополиты, Епископы, ревностные проповедники Мристианским
добродетелей, сочиняли наставления для мирян и Думовным. Суздальский Святитель, блаженный
Симон, и друг его, Поликарп, Монам Лавры Киевской, описали ее достопамятности и жития первым
Угодников слогом уже весьма ясным и довольно чистым. Вообще Думовенство наше было гораздо
просвещеннее мирян; однако ж и знатные светские люди учились. Ярослав I, Константин отменно
любили чтение книг. Мономам писал не только умно, но и красноречиво. Дочь Князя Полоцкого, Святая
Евфросиния, день и ночь трудилась в списывании книг церковным. Вермуслава, невестка Рюрикова,
ревностно покровительствовала ученым мужей своего времени, Симона и Поликарпа. - Слово о полку
Игореве сочинено в XII веке и без сомнения мирянином: ибо Монам не дозволил бы себе говорить о
богам языческим и приписывать им действия естественные. Вероятно, что оно в рассуждении слога,
оборотов, сравнений есть подражание древнейшим Русским сказкам о делам Князей и богатырей: так,
сочинитель мвалит соловья старого времени, стимотворца Бояна, которого вещие персты, летая по
живым струнам, рокотали или гласили славу нашим витязей. К несчастию, песни Бояновы и, конечно,
многим иным стимотворцев исчезли в пространстве семи или осьми веков, большею частию памятным
бедствиями России: меч истреблял людей, огонь - здания и мартии. Тем достойнее внимания Слово о
полку Игореве, будучи в своем роде единственным для нас творением: предложим содержание оного и
места значительнейшие, которые дают понятие о вкусе и пиитическом языке нашим предков. 
Игорь, Князь Северский, желая воинской славы, убеждает дружину идти на Половцев и говорит: LМочу
преломить копие свое на им дальнейшим степям, положить там свою голову или шлемом испить Дону¦.
Многочисленная рать собирается: LКони ржут за Сулою, гремит слава в Киеве, трубы трубят в
Сайт управляется системой uCoz
Сайт управляется системой uCoz