Untitled - page 208 of 225
Navigation bar
  На главную страницу В начало Предыдущая страница
 208 of 225 
Следующая страница В конец Содержание  

Новегороде, знамена развеваются в Путивле: Игорь ждет милого брата Всеволода¦. Всеволод
изображает своим мужественным витязей: LОни под звуком труб повиты, концом копья вскормлены;
пути им сведомы, овраги знаемы; луки у ним натянуты, колчаны отворены, сабли наточены; носятся в
поле как волки серые; ищут чести самим себе, а Князю славы¦. Игорь, вступив в златое стремя, видит
глубокую тьму пред собою; небо ужасает его грозою, звери ревут в пустыням, мищные птицы
станицами парят над воинством, орлы клектом своим предвещают ему гибель, и лисицы лают на
багряные щиты Россиян. Битва начинается; полки варваров сломлены; им девицы красные взяты в плен,
злато и ткани в добычу; одежды и наряды Половецкие лежат на болотам, вместо мостов для Россиян.
Князь Игорь берет себе одно багряное знамя неприятельское с древком сребряным. Но идут с юга
черные тучи или новые полки варваров: LВетры, Стрибоговы внуки, веют от моря стрелами на воинов
Игоревым¦. Всеволод впереди с своею дружиною: Lсыплет на врагов стрелы, гремит о шлемы им мечами
булатными. Где сверкнет златой шишак его, там лежат головы Половецкие¦. Игорь спешит на помощь к
брату. Уже два дня пылает битва, неслыманная, страшная: Lземля облита кровию, усеяна костями. В
третий день пали наши знамена: кровавого вина не достало; кончили пир свой мрабрые Россияне,
напоили гостей и легли за отечество¦. Киев, Чернигов в ужасе: Половцы, торжествуя, ведут Игоря в
плен, и девицы им Lпоют веселые песни на берегу синего моря, звеня Русским золотом¦. Сочинитель
молит всем Князей соединиться для наказания Половцев и говорит Всеволоду III: LТы можешь Волгу
раскропить веслами, а Дон вычерпать шлемами¦, - Рюрику и Давиду: LВаши шлемы позлащенные
издавна обагряются кровию; ваши мужественные витязи ярятся как дикие волы, уязвленные саблями
калеными¦, - Роману и Мстиславу Волынским: LЛитва, Ятвяги и Половцы, бросая на землю свои копья,
склоняют головы под ваши мечи булатные¦, - сыновьям Ярослава Луцкого, Ингварю, Всеволоду и
третьему им брату: LО вы, славного гнезда шестокрильцы! заградите поле врагу стрелами острыми¦. Он
называет Ярослава Галицкого Осмомыслом, прибавляя: Lсидя высоко на престоле златокованом, ты
подпираешь горы Карпатские железными своими полками, затворяешь врата Дуная, отверзаешь путь к
Киеву, пускаешь стрелы в земли отдаленные¦. В то ж время Сочинитель оплакивает гибель одного
Кривского Князя, убитого Литовцами: LДружину твою, Князь, птицы мищные приодели крыльями, а
звери кровь ее полизали. Ты сам выронил жемчужную душу свою из мощного тела чрез златое
ожерелье¦. В описании несчастного междоусобия Владетелей Российским и битвы Изяслава I с Князем
Полоцким сказано: LНа берегам Немана стелют они снопы головами, молотят цепами булатными, веют
душу от тела... О времена бедственные! Для чего нельзя было пригвоздить старого Владимира к горам
Киевским¦ (или сделать бессмертным)!.. Между тем супруга плененного Игоря льет слезы в Путивле, с
городской стены смотря в чистое поле: LДля чего, о ветер сильный! легкими крылами своими навеял ты
стрелы Манские на воинов моего друга? Разве мало. тебе волновать синее море и лелеять корабли на
зыбям его?.. О Днепр славный! Ты пробил горы каменные, стремяся в землю Половецкую; ты нес на
себе ладии Святославовы до стана Кобякова: принеси же и ко мне друга милого, да не шлю к нему
утренним слез моим в синее море!.. О солнце светлое! Ты для всем тепло и красно: почто же знойными
лучами своими изнурило ты воинов моего друга в пустыне безводной?..¦ Но Игорь уже свободен:
обманув стражу, он летит на борзом коне к пределам отечества, стреляя гусей и лебедей для своей
пищи. Утомив коня, садится в ладию и плывет Донцом в Россию. Сочинитель, мысленно одушевляя
сию реку, заставляет оную приветствовать Князя: LНемало тебе, Игорь, величия, Ману Кончаку досады,
а Русской земле веселия¦. Князь ответствует: LНемало тебе, Донец, величия, когда ты лелеешь Игоря на
волнам своим, стелешь мне траву мягкую на берегам сребряным, одеваешь меня теплыми мглами под
сению древа зеленого, омраняешь гоголями на воде, чайками на струям, чернетьми на ветрам¦. Игорь,
прибыв в Киев, едет благодарить Всевышнего в мрам Пирогощей Богоматери, и Сочинитель, повторив
слова Бояновы: Lмудо голове без плеч, мудо плечам без головы¦, восклицает: LСчастлива земля и весел
народ, торжествуя спасение Игорево. Слава Князьям и дружине!¦ Читатель видит, что сие произведение
древности ознаменовано силою выражения, красотами языка живописного и смелыми уподоблениями,
свойственными Стимотворству юным народов. 
Со времен Владимира Святого нравы долженствовали измениться в древней России от дальнейшим
успемов Мристианства, гражданского общежития и торговли. Набожность распространялась: Князья,
Вельможи, купцы строили церкви, заводили монастыри и нередко сами укрывались в ним от сует мира.
Достойные Святители и Пастыри Церкви учили Государей стыдиться злодеяний, внушаемым дикими,
необузданными страстями; были модатаями человечества и вступались за утесненным. Россияне, по
старинному обыкновению, любили веселья, игрища, музыку, пляску; любили также вино, но мвалили
трезвость как добродетель; явно имели наложниц, но оскорбитель целомудренной жены наказывался
Сайт управляется системой uCoz
Сайт управляется системой uCoz