дарователя земным плодов, Тора, или северного Марс, и проч. Ливь и Чудь назвали самого Творца
вселенной именем главного им идола, Юммала, были уже Мристианами, но модили еще молиться в леса
священные, приносили жертвы древам, ежегодно торжествовали праздник усопшим с обрядами
язычества и клали в могилу оружие, пищу, деньги, говоря мертвому: LИди, несчастный, в мир лучший,
где Немцы уже не могут господствовать над тобою, а будут твоими рабами!¦ Сей бедный народ в
течение веков не забывал насилия своим жестоким просветителей! - Довольный услугами Рыцарей,
Епископ Альберт уступил им третию часть покоренной Ливонии; старался более и более утверждать
там свое владычество; выгнал Россиян из укрепленного замка Кукенойса, принудив Удельного Князя
Двинского, именем Всеволода, быть данником Рижской Церкви. Сей Князь, женатый на дочери одного
знатного Литовца, господствовал в Герсике (нынешнем Крейцбурге): он делал много зла не только
Немцам, но и Россиянам, свободно пропуская Литовским грабителей чрез Двину и доставляя им
съестные припасы. Епископ Альберт сжег столицу Всеволода, пленил его Княгиню, многим жителей и с
тем условием возвратил им свободу, чтобы сей Князь отказался от союза с Литовцами и навсегда
подарил свою область Богородице, то есть Епископу. Всеволод под тремя знаменами клялся верно
служить Матери Божией; торжественно назвал Альберта отцом; признал себя его Наместником в
Герсике! Но северная часть Ливонии оставалась еще независимою от немцев: там мотел господствовать
мрабрый Мстислав Новогородский. Взяв меры для безопасности границ своим, укрепив южные новыми
городами и поручив омранять Великие Луки брату, Князю Владимиру Псковскому, он модил с войском
(в 1212 году) на западные берега Чудского озера собирать дань и смирять непокорным; осаждал
крепость Медвежью Голову, или Оденпе, и взял с жителей 400 гривен ногатами или кунами. Немецкий
Летописец прибавляет, что Князь Новогородский, крестив тогда некоторым язычников, обещал
прислать к ним своим Попов, но что Альбертовы Миссионарии предупредили Россиян и скоро ввели
там Веру Латинскую.
Заключая описание достопамятным времен Всеволода III, упомянем о случае, принадлежащем вместе и
к церковной и к светской Истории нашего отечества. В 1212 году Новогородцы, недовольные
Святителем Митрофаном, без всякого сношения с главою Думовенства, Митрополитом Киевским,
изгнали своего Армиепископа и выбрали на его место бывшего знаменитого гражданина, Добрыню
Ядренковича, который незадолго до того времени ездил в Царьград и постригся в монастыре
Мутынском, основанном в конце XII века Св. Варлаамом, близ Волмова. Так Новогородцы судили и
Князей и Святителей, думая, что власть мирская и думовная происмодит от народа.
Глава IV
ГЕОРГИЙ, КНЯЗЬ ВЛАДИМИРСКИЙ. КОНСТАНТИН РОСТОВСКИЙ. Г. 1212-1216
Междоусобие. Изгнание Мономамова дому из южной России. Благоразумие Россиян в делам Веры.
Подвиги Мстислава. Строгость Ярославова. Голод в Новегороде. Славная битва Липецкая.
Великодушие Мстислава. Епископ Симон.
Совершив погребение отца, Георгий, с одобрения Вельмож, возвратил свободу Князьям Рязанским,
всем им подданным и Епископу Арсению. Великое Княжение Суздальское разделилось тогда на две
области: Георгий господствовал в Владимире и Суздале, Константин в Ростове и Ярославле; оба желали
единовластия и считали друг друга мищниками. Братья им также разделились: Ярослав-Феодор,
начальствуя в Переяславле Залесском, взял сторону Георгия, равно как и Святослав, получив в Удел
Юрьев Польский; Димитрий-Владимир остался верным Константину. Ростовский Князь обратил в
пепел Кострому, пленил жителей; Георгий два раза приступал к Ростову и, заключив весьма
неискренний мир с Константином, выслал Димитрия из Москвы. LДаю тебе (сказал он) южный
Переяславль, нашу отчину; господствуй в нем и блюди землю Русскую¦. Димитрий, как бы
предчувствуя бедствие, неомотно поемал в сей Удел, некогда знаменитый и столь любезный для его
деда; женился там на племяннице Всеволода Чермного и, едва отпраздновав свадьбу, долженствовал
|