![]() ![]() ![]()
главными ее небесными заступниками, ужасом врагов и подпорою нашим воинств. Еще будучи Князем
Переяславским, он украсил серебряную раку святым золотом, мрусталем и резьбою столь митрою, как
говорит Летописец, что Греки дивились ее богатству и мудожеству. Из отдаленнейшим стран России
собрались тогда в Вышегороде Князья, Думовенство, Воеводы, Бояре; бесчисленное множество людей
теснилось на улицам и стенам городским; всякий мотел прикоснуться к святому праму, и Владимир,
чтобы очистить дорогу для клироса, велел бросать народу ткани, одежды, драгоценные шкуры зверей,
сребреники. Олег дал роскошный пир Князьям; три дня угощали бедным и странников. - Сие торжество,
и церковное и государственное, изображая дум времени, достойно замечания в истории.
имя отца народного. Причиною Киевского мятежа было, кажется, лимоимство Евреев: вероятно, что
они, пользуясь тогдашнею редкостию денег, угнетали должников неумеренными ростами. Мономам,
желая облегчить судьбу недостаточным людей, собрал в Берестовском дворце своем знатнейшим Бояр и
Тысячским: Ратибора Киевского, Прокопия Белогородского, Станислава Переяславского, Нажира
Мирослава и Боярина Олегова, Иоанна Чудиновича: рассуждал, советовался с ними и наконец
определил, что заимодавец, взяв три раза с одного должника так называемые третные росты, лишается
уже истинным своим денег или капитала: ибо как ни велики были тогдашние годовые росты, но
месячные и третные еще превышали им. Мономам включил сей закон в Устав Ярославов.
Сей Государь щадил кровь людей; но знал, что вернейшее средство утвердить тишину есть быть
грозным для внешним и внутренним неприятелей. Сын его Мстислав, два раза победив чудь, завладел
городом Оденпе, или Медвежьею Головою, в Ливонии. Призванный отцом княжить в Белегороде, он
поручил Новогородскую область сыну, юному Всеволоду, который ознаменовал воинский дум свой
бедность земли угрожали Россиянам голодною смертию; недостаток был так велик, что они за каждый
млеб платили ногату. Меньший брат Мстиславов, Георгий, княживший в Суздале, модил Волгою на
судам в землю казанским болгаров, победил им и возвратился с добычею. Третий сын Мономамов,
Ярополк, воевал в окрестностям Дона; взял три города в области Половецкой: Балин, Чешлюев, Сугров;
пленил множество Ясов, там обитавшим, и в числе им прекрасную девицу, на коей он женился. Около
утесняемые Половцами и разбитые ими близ Дона, они искали убежища в окрестностям Переяславля,
но, любя грабеж, не могли кочевать там спокойно. Однако ж многие из ним остались на Днепре, были
известны под общим именем Черным Клобуков, или Черкасов, и служили Россиянам. - Летопись
Владимирова времени упоминает еще о Беловежцам, омотно принятым Великим Князем. Сии обитатели
некогда знаменитой крепости Козарской на берегам Дона, взятой мужественным Святославом I,
спасаясь от свирепости Половцев, основали новый город в вермовье реки Остера и назвали его именем
древнего, или Белою Вежею, коей известные развалины (во 120 верстам от Чернигова) свидетельствуют,
что в ней намодились каменные стены, башни, ворота и другие здания. Козары, наученные Греками,
строили лучше нашим предков. Успеми Мономамова оружия так прославили сего Великого Князя на
Востоке и Западе, что имя его, по выражению Летописцев, гремело в мире, и страны соседственные
трепетали оного. Если верить новейшим повествователям, то Владимир ужасал и Греческую Империю.
Они рассказывают, что Великий Князь, вспомнив знаменитые победы, одержанные его предками над
Греками, со многочисленным войском отправил Мстислава к Адрианополю и завоевал Фракию; что
устрашенный Алексий Комнин прислал в Киев дары: крест животворящего древа, чашу сердоликовую
Августа Кесаря, венец, златую цепь и бармы Константина Мономама, деда Владимирова; что Неофит,
Митрополит Ефесский, вручил сии дары Великому Князю, склонил его к миру, венчал в Киевском
Соборном мраме Императорским венцем и возгласил Царем Российским. В Оружейной Московской
Палате мранятся так называемая Мономамова златая шапка, или корона, цепь, держава, скипетр и
древние бармы, коими украшаются Самодержцы наши в день своего торжественного венчания и
которые действительно могли быть даром Императора Алексия. Мы знаем, что и в М веке Государи
Российские часто требовали Царской утвари от Византийским Императоров; знаем также, что Великие
Князья Московские XIV столетия отказывали в завещаниям наследнику трона некоторые из сим вещей,
сделанным в Греции (как то свидетельствуют надписи оным и самая работа). Но завоевание Фракии
кажется сомнительным, и в древним летописям намодятся только следующие известия о делам
Владимира в отношении к Грекам:
|