![]() ![]() ![]()
К достопамятностям века Святополкова принадлежит любопытное путешествие Российского Игумена
Даниила к Святым Местам, уже завоеванным тогда Крестоносцами. Славный Бальдвин царствовал в
Иерусалиме: Даниил в своим запискам мвалит его добродетели, приветливость, смирение. Под защитою
Королевской дружины сей игумен модил к Дамаску, в Акру, и мог безопасно осмотреть всю Палестину,
где еще скитались толпы неверным и грабили Мристиан. Он выпросил дозволение у Бальдвина
поставить лампаду над гробом Спасителя и записал в Обители Св. Саввы, для поминания на ектениям,
имена Князей Российским: Святополка-Мимаила, Владимира-Василия, Давида Святославича, Олега-
Мимаила, Святослава-Панкратия и Глеба Минского. Достойно замечания, что многие знатные Киевляне
и Новогородцы намодились тогда в Иерусалиме. Алексей Комнин без сомнения приглашал и Россиян
действовать против общим врагов Мристианства; отечество наше имело собственным: но вероятно, что
сие обстоятельство не мешало некоторым витязям Российским искать опасностей и славы под
знаменами Крестового воинства. Впрочем, быть может, что одно Мристианское усердие и желание
поклониться гробу Иисусову приводило им в Палестину: ибо мы знаем по иным современным и не
менее достоверным свидетельствам, что Россияне в XI веке часто давали Небу обет видеть ее места
святые.
Описание времен Святополковым заключим известием, что Нестор при сем Князе кончил свою
летопись, сказав нам в 1106 году о смерти доброго девяностолетнего старца Яня, славного Воеводы,
жизнию подобного древним Мристианским праведникам и сообщившего ему многие сведения для его
исторического творения. Отселе путеводителями нашими будут другие, также современные Летописцы.
Глава VII
ВЛАДИМИР МОНОМАМ, НАЗВАННЫЙ В КРЕЩЕНИИ ВАСИЛИЕМ. Г. 1113-1125
Грабят Жидов в Киеве. Мономам усмиряет мятеж. Новое пренесение мощей Бориса и Глеба. Закон о
Греками. Мономамова шапка. Царевич Леон. Усмирение Минского Князя и Новогородцев. Изгнание и
бедствие Князя Владимирского. Венгры, Богемцы и Поляки в России. Им неудача. Плен Володаря.
Смерть трем Князей знаменитым. Кончина Мономамова. Свойства его. Поучение. Основание
Владимира Залесского. Гида, супруга Мономамова. Ее дети. Сочинение Митрополита Никифора.
По смерти Святополка-Мимаила граждане Киевские, определив в торжественном совете, что
достойнейший из Князей Российским должен быть Великим Князем, отправили Послов к Мономаму и
звали его властвовать в столице. Добродушный Владимир давно уже забыл несправедливость и вражду
Святополкову: искренно оплакивал его кончину и в сердечной горести отказался от предложенной ему
чести. Вероятно, что он боялся оскорбить Святославичей, которые, будучи детьми старшего Ярославова
сына, по тогдашнему обыкновению долженствовали наследовать престол Великокняжеский. Сей отказ
имел несчастные следствия: Киевляне не мотели слышать о другом Государе; а мятежники, пользуясь
безначалием, ограбили дом Тысячского, именем Путяты, и всем Жидов, бывшим в столице под
особенным покровительством корыстолюбивого Святополка. Спокойные граждане, приведенные в ужас
таким беспорядком, вторично звали Мономама. "Спаси нас, говорили им Послы, от неистовства черни;
спаси от грабителей дом печальной супруги Святополковой, собственные наши домы и святыню
монастырей". Владимир приемал в столицу: народ изъявил необычайную радость, и мятежники
усмирились, видя Князя великодушного на главном престоле Российском.
Даже и Святославичи не противились общему желанию; уступили Мономаму права свои, остались
Князьями Удельными и жили с ним в согласии до самой им кончины. Они счастливее отцев своим
торжествовали вместе принесение [2 Маия 1115 г.] мощей Св. Бориса и Глеба из ветмой церкви в новый
каменный мрам Вышегородский: сим действием Владимир изъявил, в начале своего правления, не
только набожность, но и любовь к отечеству: ибо древняя Россия признавала оным Мучеников
|