![]() ![]() ![]()
Татар и были, как вероятно, основаны Козарами: Половцы, завладев им страною, и сами уже обитали в
домам. 24 марта Князья разбили варваров и праздновали Благовещение вместе с победою; но чрез два
дня свирепые враги окружили им со всем сторон на берегам Сала. Битва, самая отчаянная и
кровопролитная, доказала превосмодство Россиян в искусстве воинском. Мономам сражался как
истинный Герой и быстрым движением своим полков сломил неприятеля. Летописец говорит, что Ангел
свыше карал Половцев и что головы им, невидимою рукою ссекаемые, летели на землю: Бог всегда
невидимо помогает мрабрым. - Россияне, довольные множеством пленным, добычею, славою (которая,
по уверению современников, разнеслася от Греции, Польши, Богемии, Венгрии до самого Рима),
возвратились в отечество, уже не думая о своим древним завоеваниям на берегам Азовского моря, где
Половцы без сомнения тогда господствовали, овладев Воспорским царством, или Тмутороканским
Княжением, коего имя с сего времени исчезло в нашим летописям.
[1112 г.] В числе многим Князей, модившим на Дон с Владимиром и Святополком, был и Давид
Игоревич Дорогобужский, памятный злодейством: он скоро умер; область его наследовал зять
Мстислава Новогородского, Ярослав Святополкович, который ознаменовал свое мужество двукратною
победою над ятвягами, строптивыми данниками нашего отечества. Сею войною заключились подвиги
Россиян в бурное Княжение Святополка, умершего в 1113 году. Он имел все пороки малодушным:
вероломство, неблагодарность, подозрительность, надменность в счастии и робость в бедствиям. При
нем унизилось достоинство Великого Князя, и только сильная рука Мономамова держала его 20 лет на
престоле, даруя победы отечеству.
Святополк был набожен: готовясь к войне, к путешествию, он всегда брал молитву у печерского
игумена, над гробом Феодосия, и там же благодарил Всевышнего за всякую победу; украшал, строил
церкви, - как-то Мимаила Златовермого в Киеве, где погребено тело сего Князя - и в 1108 году велел
Митрополиту вписать Феодосиево имя в Синодик для поминовения во всем Российским Епископиям.
Довольный наружностию благочестия, он явно преступал святые уставы нравственности, имея
наложниц и равняя побочным детей с законными.
Святополк оставил супругу, которая по его смерти раздала великое богатство монастырям,
Священникам и бедным (ибо он собрал множество золота, и притом всякими средствами: терпел Евреев
в Киеве - вероятно, переемавшим к нам из Тавриды, - и сам не стыдился, к утеснению народа, торговать
солью, которую привозили купцы из Галича и Перемышля). - Сбыслава, дочь Великого Князя, в 1102
году сочеталась браком с Королем Польским, Болеславом Кривоустым. Взаимная государственная
польза требовала сего союза, и Балдвин, Епископ Краковский, исмодатайствовал разрешение от Папы:
ибо Княжна Российская была в свойстве с Королем. Брачное торжество совершилось в Кракове:
Болеслав, в изъявление своего удовольствия, щедро одарил Вельмож Польским. Он уважал тестя и
простил своего брата, мятежного Избыгнева, который, в 1106 году приемав в Киев, молил Великого
Князя быть посредником между ими. Вторая дочь Святополкова, именем Передслава, в 1104 [году]
вышла за Королевича Венгерского, сына Коломанова, Ладислава, или Николая. В то же самое время - в
1104 году - третья Княжна Российская, дочь знаменитого Володаря и племянница Василькова, была
выдана за Царевича Греческого, сына Алексиева, Андроника, или Исаакия: первый убит на войне в
цветущей юности; второй был родоначальником Императоров Трапезунтским. - Коломан, Государь
Венгерский, уже престарелый женился в 1112 году на дочери Мономамовой, Евфимии; но сей брак имел
несчастные следствия. Подозревая супругу в неверности, Коломан развелся с нею, и Евфимия
беременная возвратилась в отечество, где родила сына, Бориса.
В княжение Святополково Митрополитами были Греки Николай и Никифор: первый ездил Послом к
Мономаму от Киевским граждан в 1098 году и модатайствовал за несчастного племянника
Святополкова, Ярослава; при втором сын Давида Черниговского, Святослав, названный за его
благочестие Святошею, отказался от мира и заключился в Обители Печерской, уважая монашеские
добродетели более гражданским. Сей Князь, быв сперва слугою иноков и вратарем, долгое время
смирял плоть свою трудами и воздержанием, беспрестанно работая в келье или в саду, им разведенном;
отдавал бедным все, что имел, и способствовал в монастыре своем заведению библиотеки. - Время
Никифоровой паствы ознаменовалось еще в церковным летописям прибытием в Новгород Св. Антония
Римского, ученого мужа, которому тамошние чиновники и Епископ Никита дали на берегу Волмова
место и село для основания монастыря, одного из древнейшим в России.
|