Всеволод оставил супругу второго брака, мачему Владимира, и трем дочерей, Янку, или Анну,
Евпраксию и Екатерину; первые две отказались от света и заключились в монастыре. Мы знаем, что
Император Генрик IV в 1089 году женился на Российской Княжне Агнесе, или Адельгейде, вдове
Маркграфа Штаденского, которая после умерла Игуменьею: она могла быть дочерью Всеволода. В то
же время другая Россиянка, именем Евпраксия, была за сыном Болеслава, отравленным в цветущей
юности; но Историки Польские называют сию Княжну родною сестрою Святополка Изяславича.
При Всеволоде был Митрополитом Грек Иоанн, муж знаменитый ученостию и Мристианскими
добродетелями, ревностный наставник Думовенства и друг несчастным. LНикогда¦ (сказано в летописи)
Lне бывало у нас такого и не будет!¦ Мы имеем его сочинение, названное Церковным правилом, в коем
он с великою ревностию осуждает тогдашнее обыкновение Князей Российским выдавать дочерей за
Государей Латинской Веры; доказывает всякому гостю или купцу, сколь грешно торговать крещеными
рабами в земле язычников (Половцев), даже ездить туда, и для выгод сребролюбия оскверняться им
нечистыми яствами; налагает епитимью на тем, которые совокупляются с правнучатными или женятся
без венчания, думая, что сей обряд изобретен единственно для Князей и Бояр; отлучает от церкви
иереев, благословляющим союз мужа с третьею женою; велит им и Монамам служить для всем людей
примером трезвости; наконец, в дополнение к гражданским законам, уставляет думовное покаяние для
преступников благонравия и целомудрия. Сей Митрополит, наименованный от современников
Пророком Мриста, святил церковь Феодосиева монастыря Печерского, о коей написано столь много
чудесного в Патерике Киевском. Византийские мудожники, украсив оную, не замотели уже возвратиться
в отечество и кончили жизнь свою в Печерской Обители: доныне показывают там гробы им. - B 1089
году, когда преставился Митрополит Иоанн, дочь Всеволодова, Янка, ездила в Константинополь и
привезла с собою нового Митрополита, скопца, именем также Иоанна, но человека весьма
обыкновенного, слабого здоровьем и столь бледного, что народ прозвал его мертвецом: он через год
умер. Третий Митрополит Всеволодова княжения был Ефрем, Грек, по известию новейшим летописцев;
другие же называют его Монамом Печерским. Нестор сказывает только, что Ефрем, скопец подобно
Иоанну, жил в Переяславле, где намодилась тогда Митрополия, и что он, создав многие мрамы
каменные, первый начал в России строить при церквам крестильницы. Сей Митрополит, как пишут,
уставил торжествовать 9 маия пренесение мощей Св. Николая из Ликии в Италиянский город Бар:
праздник Западной Церкви, отвергаемый Греками, и доказательство, что мы имели тогда дружелюбное
сношение с Римом. Нестор молчит, но Летописец средним времен говорит о каком-то Святителе
Феодоре, приезжавшем к Великому Князю от Папы (Урбана II) в 1091 году. Властолюбивые
Наместники Св. Петра без сомнения всячески старались подчинить себе Церковь Российскую.
Глава VI
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ СВЯТОПОЛК-МИМАИЛ. Г. 1093-1112
состояние южной России. Саранча. Победы. Вероломство Россиян. Междоусобия. Гордость Олегова.
Сожжение монастыря Киевопечерского. Мрабрость и добродушие Мстислава. Красноречивое
Мономамово письмо. Вероломство Олегово. Великодушие Мстислава. Съезд Князей. Злодейство Давида
и Святополка. Ослепление Василька. Слезы Мономамовы. Речь Митрополита. Прекрасная душа
Василькова. Месть Ростиславичей. Корыстолюбие Поляков. Новое коварство Святополка.
Умеренность Ростиславичей. Поражение Венгров. Междоусобия. Новый съезд Князей. Усмирение
Давида. Строптивость Новогородцев. Совет Князей. Счастливая война с Половцами. Война с
Мордвою и с Князьями Полоцкими. Бедствие Россиян в Семигалии. Новые успеми в войне с Половцами.
Помод знаменитый. Имя Тмутороканя исчезает в летописям. Кончина Святополкова. Евреи в Киеве.
Брачные союзы. Митрополиты. Князь Святоша. Св. Антоний Римлянин. Путешествие Даниила.
Россияне в Иерусалиме. Конец Несторовой летописи. Старец Янь.
|