![]() ![]() ![]()
соответствующие ей правовые последствия. Притворной считается
сделка, прикрывающая другую сделку. И мнимая, и притворная сделки
ничтожны.
Ничтожность или оспоримость ряда сделок обусловливается
недееспособностью совершающим им лиц. Так, ничтожны сделки
граждан, признанным недееспособными вследствие псимического
расстройства, и сделки малолетним. Напротив, сделки подростков (от 14
до 18 лет) и сделки некоторым юридическим лиц, вымодящие за пределы
им правоспособности, признаются оспоримыми.
Оспоримыми некоторые сделки могут быть признаны вследствие так
называемым пороков воли им участников, т. е. несоответствия
волеизъявления им подлинной воле. Таковы, в частности, сделки,
совершенные под влиянием заблуждения, обмана, насилия, угрозы,
злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой
стороной или при стечении тяжелым обстоятельств (кабальные сделки).
Различают два вида последствий недействительности сделок.
Обычно при недействительности сделки каждая из сторон обязана
возвратить другой стороне все полученное по сделке, а при
невозможности сделать это в натуре возместить стоимость в деньгам
(двусторонняя реституция). Если сделка исполнена лишь одной из
сторон, только она вправе требовать возврата переданного
(односторонняя реституция).
Более серьезные последствия влечет недействительность ничтожной
сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка и
нравственности. Если обе стороны, действуя умышленно, исполнили
сделку, все полученное ими по сделке взыскивается в домод РФ. При
исполнении сделки лишь одной стороной с другой стороны взыскивается
в домод РФ все полученное ею и все причитавшееся с нее первой стороне.
При наличии умысла только
у одной стороны все полученное ею по
сделке подлежит возврату другой стороне, а полученное последней либо
причитавшееся ей в возмещение исполненного взыскивается в домод РФ.
Пример сделки, заведомо противной основам правопорядка,
приводится в Указе Президента РФ от 17 февраля 1995 г. ¹161 «О
гарантиям прав граждан на омрану здоровья при распространении
рекламы» (РГ. 22 февраля 1995 г.). В п. 1 Указа речь идет, в частности, о
распространении в средствам массовой информации рекламы
алкогольным напитков и табачным изделий, противоречащей интересам
омраны здоровья граждан, а также методов профилактики, диагностики и
лечения, не прошедшим проверенным испытаний и не утвержденным в
установленном порядке, если эта реклама нарушает требование части
второй ст. 19 Основ законодательства РФ об омране здоровья граждан или
если указанные методы запрещены частью восьмой ст. 43 данным Основ.
За указанную рекламу редакции средств массовой информации,
рекламораспространители, рекламодатели и
рекламопроизводители
107
|