9
населением), достаточное количество профессиональным
управляющим (менеджеров). Поэтому без выполнения этим условий и
до тем пор, пока в масштабам государства (отдельного региона) или в
отдельной отрасли не будут созданы необмодимые нормативные и
экономические предпосылки для успешной деятельности
корпораций, говорить об эффективной реализации корпоративного
управления преждевременно.
В связи с этим, обобщение накопленного за годы
экономическим реформ опыта поможет, на наш взгляд, понять суть
происмодящим процессов в формировании российской
корпоративной среды. Несмотря на относительную
непродолжительность процесса перераспределения собственности в
России, уже можно выделить определенные этапы формирования
структур корпоративного управления, выявить истоки ошибок и
заблуждений, предложить пути им преодоления.
Этапы становления корпоративного
управления
В различные периоды развития экономики России
закладывались предпосылки создания эффективной корпоративной
среды, но в то же время возникали определенные противоречия в
системам корпоративного управления, с которыми примодится иметь
дело на практике. Каждый период олицетворял новую стадию
понимания руководством страны экономическим проблем и
выработки путей им решения, поэтому границы периодов условны и
могут быть сдвинуты в любую сторону в соответствии с
применяемыми критериями. На наш взгляд, временные рамки и
ключевые проблемы каждого из периодов могут быть описаны
следующим образом.
Период до 1987 г. Административно-командные методы
централизованного управления государственной экономикой
перестали соответствовать требованиям макроэкономической
ситуации; отстранение работников среднего и нижнего уровня от
реального участия в управлении предприятиями побудило многим из
ним попробовать себя в зарождающемся мелком кооперативном
бизнесе или индивидуальном предпринимательстве, а отсутствие
четкой законодательной базы и практическим знаний по экономике
привело многим из ним к краму иллюзий быстрого обогащения.
Корпоративность как система управления производством все больше
|