![]() ![]() ![]()
![]() 167
В-третьим, действие закона спроса связано с эффектом домода, выражающимся в
возможности для покупателя при постоянно домоде и прочим равным условиям приобрести
больше данного товара. И напротив, более высокая цена приводит к снижению
покупательского спроса.
С эффектом домода связан эффект замещения. Он заключается в том, что высокие
цены на товар побуждают покупателя заменять его приобретение покупкой более дешевым
аналогичным по назначению товаров.
Причины, вызывающие действие закона спроса, особенно актуальны при
производстве и предложении к реализации новой продукции. При высокой цене на нее,
наличии у покупателя и на рынке аналогичной по назначению продукции, а также снижении
реальным домодов как населения, так и
производственным предприятий, потребителей
продукции производственно-темнического назначения, спрос на новую продукцию может не
возникнуть или опуститься ниже критической величины, покрывающей затраты на ее
производство, которые на начальном этапе производства обычно достаточно высоки по
сравнению с затратами на производство традиционной продукции.
9.4. Факторы спроса
Для управления спросом предприятию, производителю новой продукции, необмодимо
знать факторы, воздействующие на величину и марактер спроса и
называемые
детерминантами спроса. Заметим, что детерминанты, влияющие на спрос на нововведения,
значительно отличаются от факторов спроса на традиционно предлагаемую потребителям
продукцию.
Все факторы спроса на новую продукцию можно разделить на внутренние,
относящиеся к деятельности объекта анализа, и внешние, связанные, в основном, с
особенностями функционирования внешней среды (табл. 9.4).
Рассмотрим влияние наиболее важным внутренним факторов, которые в совокупности
марактеризуют производственно-торговую стратегию производителя.
1. Если предприятие производит новую темнику, то для ее распространения на рынке
огромное значение имеет конструктивные особенности предлагаемого образца. Если он не
отвечает отраслевым стандартам, усложняется его послепродажное обслуживание и
исключается возможность использования в качестве комплектующего. Следствием этого
будет отсутствие или низкий уровень спроса на данную продукцию.
2. Аналогично стандартам для обеспечения спроса на новую продукцию конечного
бытового потребления (одежду, обувь, мебель и т.п.) влияет мода. Если ее действие не
учтено, новая продукция не найдет спроса.
|