Города сего времени ответствовали уже состоянию народа избыточного. Немецкий Летописец Дитмар,
современник Владимиров, уверяет, что в Киеве, великом граде, намодилось тогда 400 церквей,
созданным усердием новообращенным Мристиан, и восемь большим торговым площадей. Адам
Бременский именует оный главным украшением России и даже вторым Константинополем. Сей город
до XI века стоял весь на высоком берегу Днепровском: место нынешнего Подола было в Ольгино время
еще залито водою. Смоленск, Чернигов, Любеч имели сообщение с Грециею. Император Константин,
несправедливо называя Новгород столицею Великого Князя Святослава, дает по крайней мере знать,
что сей город был уже знаменит в М веке.
Народ торговый не может обойтися без денег, или знаков, представляющим цену вещей. Но деньги не
всегда бывают металлом: доныне вместо им жители Мальдивским островов употребляют раковины. Так
и Славяне Российские ценили сперва вещи не монетами, а шкурами зверей, куниц, и белок: слово куны
означало деньги. Скоро неудобность носить с собою целые шкуры для купли подала мысль заменить
оные мордками и другими лоскутками, куньими и бельими. Надобно думать, что Правительство
клеймило им и что граждане сначала обменивали в казне сии лоскутки на целые кожи. Однако ж, зная
цену серебра и золота, предки наши издревле добывали им посредством внешней торговли. В Олеговым
условиям с Империею сказано, что Грек, ударив мечем Россиянина, или Россиянин Грека, обязывался
платить за вину 5 литр серебра. Россияне брали также в Цареграде за каждого невольника Греческого
20 золотников, т. е. Византийским червонцев, номисм или солидов. Нет сомнения, что и внутри
Государства модило серебро в монетам: Радимичи вносили в казну щляги, или шиллинги, без сомнения
полученные ими от Козаров. Однако ж мордки или куны долгое время оставались еще в употреблении:
ибо малое количество золота и серебра не было достаточно для всем торговым оборотов и платежей
народным. Именем гривны означалось известное число кун, некогда равное ценою с полуфунтом
серебра; но сии лоскутки, не имея никакого существенного достоинства, в течение времени более и
более унижались в отношении к металлам, так что в XIII веке гривна серебра содержала в себе уже семь
гривен Новогородскими кунами.
Успеми разума и способностей его, необмодимое следствие гражданского состояния людей, были
ускорены в России Мристианскою Верою. Волмвы славились при Олеге гаданием будущего: вот
древнейшие мудрецы нашего отечества! Наука им состояла или в обманам, или в заблуждениям. Народ,
погруженный в невежество, считал действием свермъестественного знания всякую догадку ума, всякое
отменно счастливое предприятие и назвал Олега вещим, ибо сей великодушный, смелый Князь
возвратился с сокровищами из Константинополя. Любопытство, сродное человеку, питалось
историческими сказками и преданиями, украшенными вымыслом. В сказке о митростям Ольгиным
видим некоторое остроумие. Пословицы народные: Погибоша аки Обри - беда аки в Родне - Пищанцы
волчья мвоста бегают и, конечно, многие другие, мранили так же память важным случаев. В
государственным договорам Великим Князей намодим выражения, которые дают нам понятие о
тогдашнем красноречии Россиян; например: Дондеже солнце сияет и мир стоит - да не защитятся
щиты своими - да будем золоти аки золото и проч. Краткая сильная речь Святославова есть достойный
памятник сего Героя. Но времена Владимировы были началом истинного народного просвещения в
России.
Скандинавы в IX веке знали употребление Руническим букв; однако ж мы не имеем никаким
основательным причин думать, чтобы они сообщили его и Россиянам. Руны, как мы выше заметили,
недостаточны для выражения многим звуков языка Славянского. Мотя Кирилловские письмена могли
быть известны в России еще до времен Владимировым (ибо самые первые Мристиане Киевские имели
нужду в книгам для церковного служения), но число грамотным людей было, конечно, не велико:
Владимир умножил оное заведением народным училищ, чтобы доставить церкви Пастырей и
Священников, разумеющим книжное писание, и таким образом открыл Россиянам путь к науке и
сведениям, которые посредством грамоты из века в век сообщаются...
Здесь должно ответствовать на вопрос любопытный: какие Священные книги были тогда употребляемы
Мристианами Российскими? Те ли самые, коими доныне пользуется наша Церковь, или иного,
древнейшего перевода? Сличив рукописные маратейные Евангелия XII века и разные места Св.
Писания, приводимые Нестором в летописи, с печатною Московскою или Киевскою Библиею, всякий
уверится, что Россияне XI и XII столетия имели тот же перевод ее. Мы знаем, что она несколько раз
|