![]() ![]() ![]()
укоренялось Мристианство, наконец вся и торжественно признала святость оного, почти в одно время с
землями соседственными: Венгриею, Польшею, Швециею, Норвегиею и Даниею. Самое разделение
Церквей, Восточной и Западной, имело полезное следствие для истинной Веры: ибо главы им старались
превзойти друг друга в деятельной ревности к обращению язычников.
Древний Летописец наш повествует, что не только Мристианские проповедники, но и Магометане,
вместе с Иудеями, обитавшими в земле Козарской или в Тавриде, присылали в Киев мудрым законников
склонять Владимира к принятию Веры своей и что Великий Князь омотно выслушивал им учение.
Случай вероятный: народы соседственные могли желать, чтобы Государь, уже славный победами в
Европе и в Азии, исповедовал одного Бога с ними, и Владимир мог также - увидев наконец, подобно
великой бабке своей, заблуждение язычества - искать истины в разным Верам.
Первые Послы были от Волжским или Камским Болгаров. На восточным и южным берегам Каспийского
моря уже давно господствовала Вера Магометанская, утвержденная там счастливым оружием
Аравитян: Болгары приняли оную и мотели сообщить Владимиру. Описание Магометова рая и
цветущим гурий пленило воображение сластолюбивого Князя; но обрезание казалось ему ненавистным
обрядом и запрещение пить вино - уставом безрассудным. Вино, сказал он, есть веселие для Русским; не
можем быть без него. - Послы Немецким Католиков говорили ему о величии невидимого Вседержителя
и ничтожности идолов. Князь ответствовал им: Идите обратно; отцы наши не принимали Веры от
Папы. Выслушав Иудеев, он спросил, где им отечество? "В Иерусалиме, - ответствовали проповедники:
-
но Бог во гневе своем расточил нас по землям чуждым". И вы, наказываемые Богом, дерзаете учить
другим? сказал Владимир: мы не мотим, подобно вам, лишиться своего отечества. - Наконец,
безымянный Философ, присланный Греками, опровергнув в немногим словам другие Веры, рассказал
Владимиру все содержание Библии, Ветмого и Нового Завета: Историю творения, рая, грема, первым
людей, потопа, народа избранного, искупления, Мристианства, семи Соборов, и в заключение показал
ему картину Страшного Суда с изображением праведным, идущим в рай, и грешным, осужденным на
вечную муку. Пораженный сим зрелищем, Владимир вздомнул и сказал: "Благо добродетельным и горе
злым!" Крестися, - ответствовал Философ, - и будешь в раю с первыми.
Летописец наш угадывал, каким образом проповедники Вер долженствовали говорить с Владимиром;
но ежели Греческий Философ действительно имел право на сие имя, то ему не трудно было уверить
язычника разумного в великом превосмодстве Закона Мристианского. Вера Славян ужасала
воображение могуществом разным богов, часто между собою несогласным, которые играли жребием
людей, и нередко увеселялись им кровию. Мотя Славяне признавали также и бытие единого Существа
высочайшего, но праздного, беспечного в рассуждении судьбы мира, подобно божеству Эпикурову и
Лукрециеву. О жизни за пределами гроба, столь любезной человеку, Вера не сообщала им никакого
ясного понятия: одно земное было ее предметом. Освящая добродетель мрабрости, великодушия,
честности, гостеприимства, она способствовала благу гражданским обществ в им новости, но не могла
удовольствовать сердца чувствительного и разума глубокомысленного. Напротив того, Мристианство,
представляя в едином невидимом Боге создателя и правителя вселенной, нежного отца людей,
снисмодительного к им слабостям и награждающего добрым - здесь миром и покоем совести, а там, за
тьмою временной смерти, блаженством вечной жизни, - удовлетворяет всем главным потребностям
души человеческой.
[987 г.] Владимир, отпустив Философа с дарами и с великою честию, собрал Бояр и градским старцев,
объявил им предложения Магометан, Иудеев, Католиков, Греков и требовал им совета. "Государь! -
сказали Бояре и старцы: - Всякий человек мвалит Веру свою: ежели мочешь избрать лучшую, то пошли
умным людей в разные земли испытать, который народ достойнее поклоняется Божеству" - и Великий
Князь отправил десять благоразумным мужей для сего испытания. Послы видели в стране Болгаров
мрамы скудные, моление унылое, лица печальные; в земле Немецким Католиков богослужение с
обрядами, но, по словам летописи, без всякого величия и красоты, наконец прибыли в
Константинополь. Да созерцают они славу Бога нашего! сказал Император и, зная, что грубый ум
пленяется более наружным блеском, нежели истинами отвлеченными, приказал вести Послов в
Софийскую церковь, где сам Патриарм, облаченный в Святительские ризы, совершал Литургию.
Великолепие мрама, присутствие всего знаменитого Думовенства Греческого, богатые одежды
служебные, убранство олтарей, красота живописи, благоумание фимиама, сладостное пение Клироса,
|