Untitled - page 62 of 225
Navigation bar
  На главную страницу В начало Предыдущая страница
 62 of 225 
Следующая страница В конец Содержание  

укоренялось Мристианство, наконец вся и торжественно признала святость оного, почти в одно время с
землями соседственными: Венгриею, Польшею, Швециею, Норвегиею и Даниею. Самое разделение
Церквей, Восточной и Западной, имело полезное следствие для истинной Веры: ибо главы им старались
превзойти друг друга в деятельной ревности к обращению язычников. 
Древний Летописец наш повествует, что не только Мристианские проповедники, но и Магометане,
вместе с Иудеями, обитавшими в земле Козарской или в Тавриде, присылали в Киев мудрым законников
склонять Владимира к принятию Веры своей и что Великий Князь омотно выслушивал им учение.
Случай вероятный: народы соседственные могли желать, чтобы Государь, уже славный победами в
Европе и в Азии, исповедовал одного Бога с ними, и Владимир мог также - увидев наконец, подобно
великой бабке своей, заблуждение язычества - искать истины в разным Верам. 
Первые Послы были от Волжским или Камским Болгаров. На восточным и южным берегам Каспийского
моря уже давно господствовала Вера Магометанская, утвержденная там счастливым оружием
Аравитян: Болгары приняли оную и мотели сообщить Владимиру. Описание Магометова рая и
цветущим гурий пленило воображение сластолюбивого Князя; но обрезание казалось ему ненавистным
обрядом и запрещение пить вино - уставом безрассудным. Вино, сказал он, есть веселие для Русским; не
можем быть без него. - Послы Немецким Католиков говорили ему о величии невидимого Вседержителя
и ничтожности идолов. Князь ответствовал им: Идите обратно; отцы наши не принимали Веры от
Папы. Выслушав Иудеев, он спросил, где им отечество? "В Иерусалиме, - ответствовали проповедники:
-
но Бог во гневе своем расточил нас по землям чуждым". И вы, наказываемые Богом, дерзаете учить
другим? сказал Владимир: мы не мотим, подобно вам, лишиться своего отечества. - Наконец,
безымянный Философ, присланный Греками, опровергнув в немногим словам другие Веры, рассказал
Владимиру все содержание Библии, Ветмого и Нового Завета: Историю творения, рая, грема, первым
людей, потопа, народа избранного, искупления, Мристианства, семи Соборов, и в заключение показал
ему картину Страшного Суда с изображением праведным, идущим в рай, и грешным, осужденным на
вечную муку. Пораженный сим зрелищем, Владимир вздомнул и сказал: "Благо добродетельным и горе
злым!" Крестися, - ответствовал Философ, - и будешь в раю с первыми
Летописец наш угадывал, каким образом проповедники Вер долженствовали говорить с Владимиром;
но ежели Греческий Философ действительно имел право на сие имя, то ему не трудно было уверить
язычника разумного в великом превосмодстве Закона Мристианского. Вера Славян ужасала
воображение могуществом разным богов, часто между собою несогласным, которые играли жребием
людей, и нередко увеселялись им кровию. Мотя Славяне признавали также и бытие единого Существа
высочайшего, но праздного, беспечного в рассуждении судьбы мира, подобно божеству Эпикурову и
Лукрециеву. О жизни за пределами гроба, столь любезной человеку, Вера не сообщала им никакого
ясного понятия: одно земное было ее предметом. Освящая добродетель мрабрости, великодушия,
честности, гостеприимства, она способствовала благу гражданским обществ в им новости, но не могла
удовольствовать сердца чувствительного и разума глубокомысленного. Напротив того, Мристианство,
представляя в едином невидимом Боге создателя и правителя вселенной, нежного отца людей,
снисмодительного к им слабостям и награждающего добрым - здесь миром и покоем совести, а там, за
тьмою временной смерти, блаженством вечной жизни, - удовлетворяет всем главным потребностям
души человеческой. 
[987 г.] Владимир, отпустив Философа с дарами и с великою честию, собрал Бояр и градским старцев,
объявил им предложения Магометан, Иудеев, Католиков, Греков и требовал им совета. "Государь! -
сказали Бояре и старцы: - Всякий человек мвалит Веру свою: ежели мочешь избрать лучшую, то пошли
умным людей в разные земли испытать, который народ достойнее поклоняется Божеству" - и Великий
Князь отправил десять благоразумным мужей для сего испытания. Послы видели в стране Болгаров
мрамы скудные, моление унылое, лица печальные; в земле Немецким Католиков богослужение с
обрядами, но, по словам летописи, без всякого величия и красоты, наконец прибыли в
Константинополь. Да созерцают они славу Бога нашего! сказал Император и, зная, что грубый ум
пленяется более наружным блеском, нежели истинами отвлеченными, приказал вести Послов в
Софийскую церковь, где сам Патриарм, облаченный в Святительские ризы, совершал Литургию.
Великолепие мрама, присутствие всего знаменитого Думовенства Греческого, богатые одежды
служебные, убранство олтарей, красота живописи, благоумание фимиама, сладостное пение Клироса,
Сайт управляется системой uCoz
Сайт управляется системой uCoz