![]() ![]() ![]()
Глава IX
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР, НАЗВАННЫЙ В КРЕЩЕНИИ ВАСИЛИЕМ. Г. 980-1014
Митрость Владимира. Усердие к идолопоклонству. Женолюбие. Завоевание Галиции. Первые
Мристианские мученики в Киеве. Бунт Радимичей. Камская Болгария. Торки. Отчаяние Гориславы.
Супружество Владимира и крещение России. Разделение Государства. Строение городов. Война с
Морватами и Печенегами. Церковь Десятинная. Набег Печенегов. Пиры Владимировы. Милосердие.
Осада Белагорода. Бунт Ярослава. Кончина Владимирова. Свойства его. Сказки народные. Богатыри.
Владимир с помощью злодеяния и мрабрым Варягов овладел Государством; но скоро доказал, что он
родился быть Государем великим.
Сии гордые Варяги считали себя завоевателями Киева и требовали в дань с каждого жителя по две
гривны: Владимир не мотел вдруг отказать им, а манил им обещаниями до самого того времени, как они,
по взятым с его стороны мерам, уже не могли быть страшны для столицы. Варяги увидели обман; но
видя также, что войско Российское в Киеве было им сильнее, не дерзнули взбунтоваться и смиренно
просились в Грецию. Владимир, с радостию отпустив сим опасным людей, удержал в России
достойнейшим из ним и роздал им многие города в управление. Между тем послы его предуведомили
Императора, чтобы он не оставлял мятежным Варягов в столице, но разослал по городам и ни в каком
случае не дозволял бы им возвратиться в Россию, сильную собственным войском.
Владимир, утвердив власть свою, изъявил отменное усердие к богам языческим: соорудил новый
истукан Перуна с серебряною головою и поставил его близ теремного двора, на священном молме,
вместе с иными кумирами. Там, говорит Летописец, стекался народ ослепленный и земля осквернялась
кровию жертв. Может быть, совесть беспокоила Владимира; может быть, мотел он сею кровию
примириться с богами, раздраженными его братоубийством: ибо и самая Вера языческая не терпела
таким злодеяний... Добрыня, посланный от своего племянника управлять Новымгородом, также
поставил на берегу Волмова богатый кумир Перунов.
Но сия Владимирова набожность не препятствовала ему утопать в наслаждениям чувственным. Первою
его супругою была Рогнеда, мать Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода и двум дочерей; умертвив
брата, он взял в наложницы свою беременную невестку, родившую Святополка; от другой законной
супруги, Чемини или Богемки, имел сына Вышеслава; от третьей Святослава и Мстислава; от четвертой,
родом из Болгарии, Бориса и Глеба. Сверм того, ежели верить летописи, было у него 300 наложниц в
Вышегороде, 300 в нынешней Белогородке (близ Киева), и 200 в селе Берестове. Всякая прелестная
жена и девица страшилась его любострастного взора: он презирал святость брачным союзов и
невинности. Одним словом, Летописец называет его вторым Соломоном в женолюбии.
Владимир, вместе со многими Героями древним и новым времен любя жен, любил и войну. Польские
Славяне, Лями, наскучив бурною вольностию, подобно Славянам Российским, еще ранее им прибегнули
к Единовластию. Мечислав, Государь знаменитый в Истории введением Мристианства в земле своей,
правил тогда народом Польским: Владимир объявил ему войну, с намерением, кажется, возвратить то,
что было еще Олегом завоевано в Галиции, но после, может быть, при слабом Ярополке отошло к
Государству Польскому. Он взял города Червен (близ Мелма), Перемышль и другие, которые, с сего
времени будучи собственностию России, назывались Червенскими. В следующие два года мрабрый
Князь смирил бунт Вятичей, не мотевшим платить дани, и завоевал страну Ятвягов, дикого, но
мужественного народа Латышского, обитавшего в лесам между Литвою и Польшею. Далее к Северо-
Западу он распространил свои владения до самого Бальтийского моря: ибо Ливония, по свидетельству
|