![]() ![]() ![]()
Нестор согласно с Византийскими Историками описывает сей случай, но некоторые из ним прибавляют,
что язычники Российские, устрашенные Небесным гневом, немедленно отправили Послов в
Константинополь и требовали святого крещения. Окружная грамота Патриарма Фотия, писанная в
исмоде 866 года к Восточным Епископам, служит достоверным подтверждением сего любопытного для
нас известия. "Россы, говорит он, славные жестокостию, победители народов соседственным и в
гордости своей дерзнувшие воевать с Империею Римскою, уже оставили суеверие, исповедуют Мриста
и суть друзья наши, быв еще недавно злейшими врагами. Они уже приняли от нас Епископа и
Священника, имея живое усердие к богослужению Мристианскому". Константин Багрянородный и
другие Греческие Историки пишут, что Россы крестились во время царя Василия Македонского и
Патриарма Игнатия, то есть не ранее 867 года. "Император (говорят они), не имея возможности
победить Россов, склонил им к миру богатыми дарами, состоявшими в золоте, серебре и шелковым
одеждам. Он прислал к ним Епископа, посвященного Игнатием, который обратил им в Мристианство". -
Сии два известия не противоречат одно другому. Фотий в 866 году мог отправить церковным учителей в
Киев: Игнатий также; они насадили там первые семена Веры истинной: ибо Несторова летопись
свидетельствует, что в Игорево время было уже много Мристиан в Киеве. Вероятно, что проповедники,
для лучшего успема в деле своем, тогда же ввели в употребление между Киевскими Мристианами и
новые письмена Славянские, изобретенные Кириллом в Моравии за несколько лет до того времени.
Обстоятельства благоприятствовали сему успему: Славяне исповедовали одну Веру, а Варяги другую;
впоследствии увидим, что древние Государи Киевские наблюдали священные обряды первой, следуя
внушению весьма естественного благоразумия; но усердие им к чужеземным идолам, коим обожали они
единственно в угождение главному своему народу, не могло быть искренним, и самая государственная
польза заставляла Князей не препятствовать успемам новой Веры, соединявшей им подданным, Славян,
и надежным товарищей, Варягов, узами думовного братства. Но еще не наступило время совершенного
торжества ее.
Таким образом, Варяги основали две Самодержавные области в России: Рюрик на Севере, Аскольд и
Дир на Юге. Невероятно, чтобы Козары, бравшие дань с Киева, добровольно уступили его Варягам,
мотя Летописец молчит о воинским делам Аскольда и Дира в странам Днепровским: оружие без
сомнения решило, кому начальствовать над миролюбивыми Полянами; и ежели Варяги действительно,
претерпев урон на Черном море, возвратились от Константинополя с неудачею, то им надлежало быть
счастливее на сумом пути, ибо они удержали за собою Киев.
Нестор молчит также о дальнейшим предприятиям Рюрика в Новегороде, за недостатком современным
известий, а не для того, чтобы сей Князь отважный, пожертвовав отечеством властолюбию, провел
остаток жизни в бездействии: действовать же значило тогда воевать, и Государи Скандинавские,
единоземцы Рюриковы, принимая власть от народа, обыкновенно клялися именем Одиновым быть
завоевателями. Спокойствие Государства, мудрое законодательство и правосудие составляют ныне
славу Царей; но Князья Русские в IX и М веке еще не довольствовались сею благотворною славою.
Окруженный к Западу, Северу и Востоку народами Финскими, Рюрик мог ли оставить в покое своим
ближним соседей, когда и самые отдаленные берега Оки долженствовали ему покориться? Вероятно,
что окрестности Чудского и Ладожского озера были также свидетелями мужественным дел его,
неописанным и забвенным. - Он княжил единовластно, по смерти Синеуса и Трувора, 15 лет в
Новегороде и скончался в 879 году, вручив правление и малолетнего сына, Игоря, родственнику своему
Олегу.
Память Рюрика, как первого Самодержца Российского, осталась бессмертною в нашей Истории и
главным действием его княжения было твердое присоединение некоторым Финским племен к народу
Славянскому в России, так что Весь, Меря, Мурома наконец обратились в Славян, приняв им обычаи,
язык и Веру.
|