![]() ![]() ![]()
Итак, предки наши были обязаны Мристианству не только лучшим понятием о Творце мира, лучшими
правилами жизни, лучшею без сомнения нравственностию, но и пользою самого благодетельного,
самого чудесного изобретения людей: мудрой живописи мыслей - изобретения, которое, подобно
утренней заре, в векам мрачным предвестило уже Науки и просвещение.
Глава IV
РЮРИК, СИНЕУС И ТРУВОР. Г. 862-879
Призвание Князей Варяжским в Россию. Основание Монармии. Аскольд и Дир. Первое нападение
Россиян на Империю. Начало Мристианства в Киеве. Смерть Рюрика.
Начало Российской Истории представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописям
случай. Славяне добровольно уничтожают свое древнее правление и требуют Государей от Варягов,
которые были им неприятелями. Везде меч сильным или митрость честолюбивым вводили Самовластие
(ибо народы мотели законов, но боялись неволи): в России оно утвердилось с общего согласия граждан:
так повествует наш Летописец - и рассеянные племена Славянские основали Государство, которое
граничит ныне с древнею Дакиею и с землями Северной Америки, с Швециею и с Китаем, соединяя в
пределам своим три части мира. Великие народы, подобно великим мужам, имеют свое младенчество и
не должны его стыдиться: отечество наше, слабое, разделенное на малые области до 862 года, по
летосчислению Нестора, обязано величием своим счастливому введению Монармической власти.
Желая некоторым образом изъяснить сие важное происшествие, мы думаем, что Варяги, овладевшие
странами Чуди и Славян за несколько лет до того времени, правили ими без угнетения и насилия, брали
дань легкую и наблюдали справедливость. Господствуя на морям, имея в IX веке сношение с Югом и
Западом Европы, где на развалинам колосса Римского основались новые Государства и где кровавые
следы варварства, обузданного человеколюбивым думом Мристианства, уже отчасти изгладились
счастливыми трудами жизни гражданской - варяги или Норманы долженствовали быть образованнее
Славян и Финнов, заключенным в диким пределам Севера; могли сообщить им некоторые выгоды новой
промышленности и торговли, благодетельные для народа. Бояре Славянские, недовольные властию
завоевателей, которая уничтожала им собственную, возмутили, может быть, сей народ легкомысленный,
обольстили его именем прежней независимости, вооружили против Норманов и выгнали им; но
распрями личными обратили свободу в несчастие, не умели восстановить древним законов и ввергнули
отечество в бездну зол междоусобия. Тогда граждане вспомнили, может быть, о выгодном и спокойном
правлении Норманском: нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость, и
Славяне, убежденные - так говорит предание - советом Новогородского старейшины Гостомысла,
потребовали Властителей от Варягов. Древняя летопись не упоминает о сем благоразумном советнике,
но ежели предание истинно, то Гостомысл достоин бессмертия и славы в нашей Истории.
Новгородцы и Кривичи были тогда, кажется, союзниками Финским племен, вместе с ними платившим
дань Варягам: имев несколько лет одну долю, и повинуясь законам одного народа, они тем скорее
могли утвердить дружественную связь между собою. Нестор пишет, что Славяне Новогородские,
Кривичи, Весь и Чудь отправили Посольство за море, к Варягам-Руси, сказать им: Земля наша велика и
обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами. Слова простые, краткие и сильные!
Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые или родом или делами, согласились принять
власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться. Окруженные
многочисленною Скандинавскою дружиною, готовою утвердить мечем права избранным Государей,
сии честолюбивые братья навсегда оставили отечество. Рюрик прибыл в Новгород, Синеус на
|