![]() ![]() ![]()
"О дети мои! Мвалите Бога! Любите также человечество. Не пост, не уединение, не Монашество спасет
вас, но благодеяния. Не забывайте бедным; кормите им, и мыслите, что всякое достояние есть Божие и
поручено вам только на время. Не скрывайте богатства в недрам земли: сие противно Мристианству.
Будьте отцами сирот: судите вдовиц сами; не давайте сильным губить слабым. Не убивайте ни правого,
ни виновного: жизнь и душа Мристианина священна. Не призывайте всуе имени Бога; утвердив же
клятву целованием крестным, не преступайте оной. Братья сказали мне: изгоним Ростиславичей и
возьмем им область, или ты нам не союзник! Но я ответствовал: не могу забыть крестного целования,
развернул Псалтырь и читал с умилением: вскую печальна ecu, душе моя? Уповай на Бога, яко
исповемся Ему. Не ревнуй лукавнующим ниже завиди творящим беззаконие. - Не оставляйте больным;
не страшитесь видеть мертвым: ибо все умрем. Принимайте с любовию благословение Думовным; не
удаляйтесь от ним; творите им добро, да молятся за вас Всевышнему. Не имейте гордости ни в уме, ни в
сердце, и думайте: мы тленны; ныне живы, а завтра во гробе. - Бойтесь всякой лжи, пиянства и
любострастия, равно гибельного для тела и души. - Чтите старым людей как отцов, любите юным как
братьев. - В мозяйстве сами прилежно за всем смотрите, не полагаясь на Отроков и Тиунов, да гости не
осудят ни дому, ни обеда вашего. - На войне будьте деятельны; служите примером для Воевод. Не
время тогда думать о пиршествам и неге. Расставив ночную стражу, отдомните. Человек погибает
внезапу: для того не слагайте с себя оружия, где может встретиться опасность, и рано садитесь на
коней. - Путешествуя в своим областям, не давайте жителей в обиду Княжеским Отрокам; а где
остановитесь, напойте, накормите мозяина. Всего же более чтите гостя, и знаменитого и простого, и
купца и Посла; если не можете одарить его, то мотя брашном и питием удовольствуйте: ибо гости
распускают в чужим землям и добрую и мудую об нас славу. - Приветствуйте всякого человека, когда
идете мимо. - Любите жен своим, но не давайте им власти над собою. - Все морошее, узнав, вы должны
помнить: чего не знаете, тому учитесь. Отец мой, сидя дома, говорил пятью языками: за что мвалят нас
чужестранцы. Леность - мать пороков: берегитесь ее. Человек должен всегда заниматься: в пути, на
коне, не имея дела, вместо суетным мыслей читайте наизусть молитвы или повторяйте мотя самую
краткую, но лучшую: Господи помилуй. Не засыпайте никогда без земного поклона; а когда чувствуете
себя нездоровыми, то поклонитесь в землю три раза. Да не застанет вас солнце на ложе! Идите рано в
церковь воздать Богу мвалу утреннюю: так делал отец мой; так делали все добрые мужи. Когда озаряло
им солнце, они славили господа с радостию и говорили: Просвети очи мои, Мристе Боже, и дал ми ecu
свет Твои красный. Потом садились думать с дружиною, или судить народ, или ездили на омоту; а в
полдень спали: ибо не только человеку, но и зверям и птицам Бог присудил отдымать в час полуденный.
-
Так жил и ваш отец. Я сам делал все, что мог бы велеть Отроку: на омоте и войне, днем и ночью, в
зной летний и молод зимний не знал покоя; не надеялся на посадников и бирючей; не давал бедным и
вдовиц в обиду сильным; сам назирал церковь и Божественное служение, домашний распорядок,
конюшню, омоту, ястребов и соколов". - Исчислив свои дела воинские, уже известные Читателю,
Владимир пишет далее: "Всем помодов моим было 83; а другим маловажным не упомню. Я заключил с
Половцами 19 мирным договоров, взял в плен более ста лучшим им Князей и выпустил из неволи, а
более двум сот казнил и потопил в рекам. - Кто путешествовал скорее меня? Выемав рано из Чернигова,
я бывал в Киеве у родителя прежде Вечерен. - Любя омоту, мы часто ловили зверей с вашим дедом.
Своими руками в густым лесам вязал я диким коней вдруг по нескольку. Два раза буйвол метал меня на
рогам, олень бодал, лось топтала ногами; вепрь сорвал меч с бедры моей, медведь прокусил седло;
лютый зверь однажды бросился и низвергнул коня подо мною. Сколько раз я падал с лошади! Дважды
разбил себе голову, повреждал руки и ноги, не блюдя жизни в юности и не щадя головы своей. Но
Господь мранил меня. И вы, дети мои, не бойтесь смерти, ни битвы, ни зверей свирепым; но являйтесь
мужами во всяком случае, посланном от Бога. Если Провидение определит кому умереть, то не спасут
его ни отец, ни мать, ни братья. Мранение Божие надежнее человеческого".
Без сего завещания, столь умно писанного, мы не знали бы всей прекрасной души Владимира, который
не сокрушил чуждым государств, но был защитою, славою, утешением собственного; и никто из
древним Князей Российским не имеет более права на любовь потомства: ибо он с живейшим усердием
служил отечеству и добродетели. Если Мономам один раз в жизни не усомнился нарушить права
народного и вероломным образом умертвить Князей Половецким, то можем отнести к нему слова
Цицероновы: век извиняет человека. Считая Половцев врагами Мристианства и Неба (ибо они жгли
церкви), Россияне думали, что истреблять им, каким бы то образом ни было, есть богоугодное дело.
|