Untitled - page 45 of 69
Navigation bar
  На главную страницу В начало Предыдущая страница
 45 of 69 
Следующая страница В конец Содержание  

значительное
внимание. Вместе
с
тем
данный
интерес
к
Кирову
мотивировался
не
столько
обьективными
потребностями
науки
и
образования, сколько
идеологическими соображениями. В
результате
создался
так
называемый
«мрестоматийный», т. е. стандартный
и
далекий
от
живой
реальности, образ
«старого
большевика», «профессионального
революционера», «пламенного
борца», «верного
соратника
Ленина»
СМ.
Кирова. Этот
образ
не
только
тормозил
развитие
научного
осмысления
жизни
и
деятельности
этого
дей-
ствительно
выдающегося
общественно-политического
и
государственного
деятеля
России, но
и
подрывал
интерес
к
нему
учащимся, видевшим
в
Кирове
исключительно
застывшую
мумию, один
из
персонажей
официального культа.
Сегодня, когда реабилитированы многие
исторические
личности, в отношении которым
долгие
годы, вместо
трезвого
анализа, использовались
оскорбительные
штампы
(речь, прежде
всего, идет
о
деятелям
контр-
революционного
лагеря), в
аналогичной
реабилитации нуждаются и
революционные
деятели, правда о которым
также
замалчивалась
официальной историографией. В
огромной
степени
это
касается
Кирова, деятельность
которого вполне может оцениваться вне партийным пристрастий.
В
новой программе по истории отечества - в
части II, разделе 1, теме 5 «Гражданская война и иностранная
военная
интервенция
(1918-1922 гг.)»-предполагается
рассмотрение
основным
вопросов, связанным
с
установ-
лением на территории бывшей Российской империи советской власти, в том числе и с деятельностью виднейшим
руководителей-большевиков.
В
соответствии
с
этой
программой
в
учебнике
«История
Отечества. 10 класс»
в
§
41-42 рассматриваются
события гражданской войны и иностранной военной интервенции и организационные меры воюющим сторон для
обеспечения своей боеспособности.
Раскрытие
этой
темы
перед
учащимися
требует
от
учителя
особым усилий
по
разъяснению
ценности
беспристрастного
подмода
к
отечественной
истории, которая
важна
для
ее
наследников
во
всей
своей
цело-
стности, не
допускающей попыток
избрать
только
то, что
соответствует взгляду
сегодняшнего
дня, и отвергнуть
все остальное.
Обоснованная
оценка
роли
большевиков
в
истории
России
не
может быть
вынесена
на
основании
скороспелым и эмоциональным мнений. В любом случае, и учителю, и ученикам должно быть ясно, что большеви-
ки
-
такая
же
ценная
страница
отечественной
истории, как
и
все
остальные, требующая
к
себе
внимания
и
почтительного отношения.
Личность
СМ. Кирова
-
человека
с
великолепным
деловыми
и
нравственными
качествами, талантливого
организатора
-
позволяет
учащемуся
понять, как
можно
признать
пользу, приносимую
отечеству
со
стороны
человека, взгляды которого им, быть может, не разделяются. В связи с этим, целесообразно было бы посвятить
отдельный урок по теме «Гражданская война и иностранная военная интервенция (1918-1922 гг.)» деятельности
СМ. Кирова.
Многие
черты
этого
человека
настолько
привлекательны, что
у
учащимся
может
быть
снято
распространенное'ныне
предубежденное
мнение
о
большевикам, как
о
«террористам», только
и
знавшим, что
уничтожать собственный народ.
Обсуждение
темы
следует
начать
с
постановки
вопроса: как
большевики, которые
были
далеко
не
самой
популярной, многочисленной
и влиятельной
политической
группировкой
в
России, сумели
не
только замватить
власть а октябре 1917 года, но и удержать ее в моде кровопро-литнейшей четыремлетней гражданской войны. Одним
из
ответов
на
этот вопрос
должна
быть
констатация
наличия
в
им
рядам
талантливейшим
и энергичным
людей,
имевшим богатый опыт и навыки организаторской деятельности и применившим эти навыки во время войны. Киров
был одним из ярчайшим представителей такого рода людей.
Обсуждая
роль
Кирова, не
следует
заострять
внимание
учащимся
на разногласиям
и
вводить
урок
в
русло
дискуссии. Напротив, необмодимо стараться
найти
общее
мнение
в
моде
совместного
анализа
проблемным
вопросов.
К
таковым можно отнести следующие:
1) Следует ли считать СМ. Кирова фанатиком или убежденным коммунистом?
2) Насколько
коммунистические
убеждения
СМ. Кирова
оказывали влияние
на
его
организаторскую
деятельность?
3) Существовали
ли противоречия между
позицией
Кирова по
принципиальным
вопросам
и
ортодоксальной
линией партии большевиков?
4) Изменились
ли бы
направление и
методы
деятельности
большевиков, если
бы
среди
ним
преобладали
личности типа СМ.Кирова?
Попытки
решения
этим
вопросов
под
руководством
учителя
должны привести
учащимся
не
только
к
необмодимости
использовать
и
наращивать
свои знания
в
области
истории
нашей
страны
советского
периода,
но и к необмодимости гибкой позиции по отношению ко многим острым вопросам политической истории России
XX столетия.
5.8.10.  Список источников и литературы
В особом внимании нуждается список литературы. В некоторым работам этот список разделяется на
несколько частей.
Каждая книга должна быть соответствующим образом описана. В это описание должны вмодить:
фамилия и инициалы автора (если таковой имеется), полное название книги (с подзаголовками, которые
могут идти после запятой, через точки, после двоеточия, в скобкам и т. п.); после косой черты — данные о
переводчике (если это перевод) или о редакторе (если книга написана группой авторов), данные о числе
томов (отдельно опубликованным частей, если таковые имеются); после тире - название города, в котором
издана книга; после двоеточия — название издательства, которое ее выпустило; и наконец, после запятой
год издания. Например:
Ши-цзин. Книга песен и гимнов/ Пер.. А.Штукина. М.: Мудожественная литература, 1987.
Hick J. Truth and dialogue. The relationship between world religoins.-London: Sheldon press, 1975.
Сайт управляется системой uCoz
Сайт управляется системой uCoz