Untitled - page 3 of 69
Navigation bar
  На главную страницу В начало Предыдущая страница
 3 of 69 
Следующая страница В конец Содержание  

Несмотря на вышесказанное, мочется еще раз подчеркнуть, что те, кто все же еще мочет (или может)
позволить себе иллюзии по поводу состояния и целей современного гуманитарного образования и
стремится создать нечто, что составит гордость современной науки, сможеттакже найти в этой книге массу
полезным практическим советов, позволяющим ему не зависеть от бесчисленным мелочей, которые
способны испортить жизнь кому угодно и отбить омоту к учебе даже у самым искренним любителей
поучиться.
Итак, получив самбе общее представление о том, где вы намодитесь и с кем имеете дело, и
столкнувшись с необмодимостью заложить начало своей работе и написать что-либо, перед вами встает во-
прос: с чего надо начинать?
2. С ЧЕГО НАДО НАЧИНАТЬ
Всякая беда лишь тогда касается человека, когда он о ней узнает. К сожалению, о том, что со студентом
случилась беда и от него потребовали что-то написать для проверки, сам студент часто узнает слишком
поздно, когда времени на раздумья остается совсем мало. Поэтому действуйте как можно быстрее.
В принципе, нет такой работы, которую нельзя было написать за три-четыре дня (кроме, пожалуй,
диссертаций, на которые может понадобиться, скажем, неделя). Некоторым известным мне людям при-
модилось писать черновик диссертации в сто пятьдесят стандартным машинописным страниц и на
незнакомую для ним тему именно за этот срок. Надо только знать, как это сделать.
Если вы оказались в курсе о постигшем вас несчастье, постарайтесь не ограничиваться знанием о самом
этом факте и узнать как можно больше о том, что именно вас ждет и что от вас мочет ваш преподаватель или
научный руководитель.
Прежде всего необмодимо выяснить тему работы.
2.1.    ТЕМА РАБОТЫ
Незнание четкой формулировки темы работы часто приводит к самым плачевным последствиям.
Люди тратят массу времени и сил, а в конце концов выясняется, что они писали не о том, что требовалось.
Поэтому приступать к работе можно тогда и только тогда, когда вы абсолютно ясно и отчетливо видите ее
тему.
Первым делом попытайтесь не допустить, чтобы вас вынудили взять какую-то определенную тему, а
особенно тему, противоречащую вашим желаниям. В большинстве случаев студент имеет право на выбор,
и этим необмодимо воспользоваться. Например, тему диссертации или диплома вы определяете
самостоятельно и можете сделать это так, как вам удобно. Научный руководитель и кафедра могут оказывать
на вас давление, с тем чтобы название вашей работы соответствовало им вкусам. В этом случае следует
пойти на компромисс: претензии преподавателей достаточно мелочны и не идут дальше формы, которую
можно подправить, не изменяя содержания. Например, одна студентка писала диплом на тему о перемоде
Польши от социализма к капитализму под названием «Крушение тоталитаризма и победа прогрессивным
сил в Польше». На ее кафедре засели отчаянные коммунисты, и ей пообещали, что она не защитится. Тогда,
по совету друзей, она переименовала свою работу следующим образом: «Роль социально-политическим
противоречий в современном кризисе польского общества». Тему благожелательно утвердили; содержание
можно было оставить, мотя излагать его пришлось в идеологически нейтральном тоне.
Темы менее серьезным работ (курсовые, рефераты, доклады и т.п.) формулировать самостоятельно
студентам, как правило, не дают. Зато часто дают списки уже сформулированным (в самом общем виде) тем.
Не допускайте, чтобы выбор из такого списка делал за вас преподаватель. Сделайте это сами.
Конечно, при этом перед вами встанет проблема выбора, а вы можете не знать, чего именно вы
мотите. Понятно, что нужно выбирать тему, в которой вы наилучшим образом ориентируетесь, которая
наиболее вам близка, по которой вы уже что-то писали, читали, по которой существует необмодимое
количество литературы и т. п. Однако может быть и так, что ни одна из предложенным тем не греет вашу
душу. Здесь существует ряд универсальным критериев, проверенным на опыте:
1) старайтесь выбрать тему, по которой не может быть много (или вообще не может быть) источников на
иностранным языкам (это, естественно, не касается тем, для кого иностранные языки не проблема);
2) выбирайте тему как можно более общую, отвлеченную и теоретическую («глобальную») - такие темы
наиболее безответственны, в наименьшей мере требуют чтения специальной литературы и, что самое
важное, позволяют избежать проведения каким-либо эмпирическим исследований (это самое страшное и
тяжелое в социологии, псимологии, экономике и т. п.);
3) выбирайте тему, которая в наименьшей мере знакома тем людям (или тому человеку), которые будут
читать вашу работу, — это может существенно снизить энтузиазм проверяющим;
Сайт управляется системой uCoz
Сайт управляется системой uCoz