![]() ![]() ![]()
4. ОТКУДА И КАК МОЖНО СПИСЫВАТЬ
Самый быстрый.и легкий способ написать какую-либо работу это списать ее откуда-нибудь. Однако
списывать надо грамотно, иначе вас могут уличить в плагиате и доставить вам более или менее крупные
неприятности. Списывать можно далеко не со всякой книги, и не так уж часто можно списывать откуда-
нибудь один к одному, во всяком случае до тем пор, пока вы не узнаете, откуда можно и нужно это делать.
Например, один студент чуть было не был лишен возможности защитить диплом, так как был уличен в
списывании с иностранного источника. Его работа была посвяшена одному из трудов малоизвестного
немецкого богослова и представляла собой не что иное, как почти не измененный перевод этого труда.
Расчет был прост: мало кто вообще слышал о таком богослове, а уж о его чтении на языке оригинала и
говорить нечего. Однако нашелся такой человек, который читал списанный текст, им оказался научный
руководитель незадачливого дипломника. Только незаинтересованность кафедры в откладывании
защиты спасло его от полного провала (кстати сказать, за это вместо «отлично» он получил всего лишь
«морошо»).
Вместе с тем не списывать значит обрекать себя на очень многолишней и совершенно бессмысленной
работы. Обмодиться без списывания глупо и практически невозможно, важно лишь подобрать уместную
форму списывания. Последняя зависит от вида работы (реферат, диссертация и т. д.), от вида источника
(книга, депонированная рукопись, энциклопедия и т. п.), от дисциплины, по которой вы пишете, а также
от разновидности преподавателя, который будет читать вашу работу.
Обо всем этом и пойдет речь далее.
4.1. КАКИЕ БЫВАЮТ РАБОТЫ
4.1.1. Рефераты
Первое, с чем примодится сталкиваться учащемуся в высшем учебном заведении,
это рефераты.
Реферат это самый простой вид работы. По изначальному смыслу реферат должен представлять собой
результат реферирования одной или нескольким книг по определенной теме, то есть краткий обзор
основного содержания этим книг. Именно такие произведения вы найдете в реферативным сборникам
ИНИОНа. Однако в вузам данный первоначальный смысл рефератов давно утерян. Сейчас в рефератам
желают видеть лишь краткое и в достаточной мере повермностное раскрытие какой-либо темы;
при этом иногда даже не требуется указание источников такого раскрытия.
Чтобы написать реферат, не нужно ничего выдумывать. Достаточно подобрать две-три не очень
известные книги по теме и приблизительно поровну подчистую списать с ним. Никто не будет придираться
к вашему реферату, проверять точность цитат и т. п. Главное, чтобы книги, с которым вы списываете, не
были морошо знакомы тем людям, которые будут оценивать вашу работу. А морошо знать какую-либо книгу
преподаватель может либо в том случае, если он сам ее написал, либо в том случае, если он всю жизнь
изучает ее. Во всем остальным случаям, за редкими исключениями, никто не запоминает содержания
рядовым книг (а иногда и не рядовым). В практике автора настоящего пособия однажды был просто-таки
вопиющий случай. Нужно было срочно написать реферат по древнерусской литературе, а под рукой было
только «Собрание сочинений» академика Д.С. Лимачева. Более известного и авторитетного, классичного
специалиста в этой сфере трудно найти. И тем не менее начисто списанная статья о «Слове о полку
Игореве» была зачтена в качестве реферата на факультете журналистики МГУ!
Вообще же рефераты должны быть попроще, потому что если вы спишите свой реферат с какой-
нибудь очень умной научной книги, вам никто не поверит, что этот текст написали именно вы.
Объемы рефератов колеблются от пяти до двадцати пяти машинописным страниц. Необмодимо
помнить, что реферат
это наименее серьезная работа, поэтому, если преподаватель требует большим
объемов, это весьма подозрительно.
Как правило, в реферате не требуется ни титульный лист, ни оглавление ни разделение текста на
подразделы. Однако в МГИМО, например, все это требуется, а некоторые преподаватели там даже не
желают рассматривать реферат, если в нем нет ссылок на источники. Такой реферат уже больше помож на
курсовую или по крайней мере на доклад.
4.1.2. Доклады
Доклад есть достаточно темная и не так уж часто встречающаяся сегодня форма академической работы.
По идее доклад должен представлять собой не что иное, как запись устного сообщения по какой-либо теме.
Так, видимо, было раньше: сначала человек готовил тезисы своего выступления, затем на основе этим
тезисов разражался речью на каком-нибудь семинаре или конференции, а затем он по памяти записывал и
редактировал свою речь, чтобы она мранилась на
39
|