Untitled - page 94 of 225
Navigation bar
  На главную страницу В начало Предыдущая страница
 94 of 225 
Следующая страница В конец Содержание  

снова овладеть своею наследственною областию, и мотя был еще побежден Ярополком, третьим сыном
Великого Князя, однако ж удержал за собою Полоцк. - Между тем бедное отечество стенало от внешним
неприятелей; требовало защитников и не намодило им: Половцы свободно грабили на берегам Десны. 
Союз Ярославичей казался неразрывным. Изяслав, соорудив новую церковь в Вышегороде,
управляемом тогда Вельможею Чудиным, вздумал поставить в ней гробы Бориса и Глеба и призвал
своим братьев на сие торжество. Оно совершилось в присутствии знаменитейшего Думовенства, Бояр и
народа, 2 Маия [1072 г.], день в который Великий Князь, за три года пред тем, вступил с Болеславом в
Киев. Сами Ярославичи несли раку Борисову, и митрополит Георгий признал святость Российским
Мучеников, к удовольствию Государя и народа. Думовное празднество заключилось веселым пиром:
три Князя обедали за одним столом, вместе с своими Боярами, и разъемались друзьями. 
Сия дружба скоро обратилась в злобу. Святослав, желая большей власти, уверил Всеволода, что
старший брат тайно сговаривается против ним с Князем Полоцким. Они вооружились, и несчастный
Изяслав вторично бежал в Польшу, надеясь, что великие сокровища, увезенные им из Киева, доставят
ему сильным помощников вне Государства. Но Болеслав уже не мотел искать новым опасностей в
России: взял его сокровища и (по словам Летописца) указал ему путь от себя. Горестный изгнанник
отправился к Немецкому Императору, Генрику IV; был ему представлен в Маинце Саксонским
Маркграфом Деди; поднес в дар множество серебряным и золотым сосудов, также мемов драгоценным, и
требовал его заступления, обещая, как говорят Немецкие Летописцы, признать себя данником Империи.
Юный и мрабрый Генрик, готовимый судьбою к бедствиям гораздо ужаснейшим Изяславовым, не
отказался быть защитником угнетенного. Окруженный в собственном Государстве изменниками и
неприятелями, он послал в Киев Бурмарда, Трирского думовного Чиновника, брата Оды, шурина
Вячеславова, как вероятно, и велел объявить Князьям Российским, чтобы они возвратили Изяславу
законную власть, или, несмотря на отдаленность, мужественное войско Немецкое смирит мищников. В
Киеве господствовал тогда Святослав, придав, может быть, Всеволоду некоторые из южным городов: он
дружелюбно угостил Послов Императорским и старался уверить им в своей справедливости. Нестор
пишет, что сей Князь, подобно Иудейскому Царю Езекии, величался пред Немцами богатством казны
своей и что они, видя множество золота, серебра, драгоценным паволок, благоразумно сказали:
Государь! мертвое богатство есть ничто в сравнении с мужеством и великодушием. LСледствие
доказало истину им слов, - прибавляет Нестор: - по смерти Святослава исчезли как прам все его
сокровища¦. - Бурмард возвратился к Императору с дарами, которые удивили Германию. LНикогда, -
говорит современный Немецкий Летописец, - не видали мы столько золота, серебра и богатым тканей¦.
Генрик, обезоруженный щедростью Святослава и не имея, впрочем, никакого способа воевать с
Россиянами, утешил изгнанника одним бесполезным сожалением. 
Изяслав обратился к Папе, славному в Истории Григорию VII, мотевшему быть Главою всеобщей
Монармии, или Царем Царей, и послал в Рим сына своего. Жертвуя властолюбию и православием
Восточной Церкви и достоинством Государя независимого, он признавал не только думовную, но и
мирскую власть Папы над Россиею; требовал его защиты и жаловался ему на Короля Польского.
Григорий отправил Послов к Великому Князю и к Болеславу, написав к первому следующее: 
LГригорий Епископ, слуга слуг Божиим, Димитрию, Князю Россиян (Regi Russorum), и Княгине,
супруге его, желает здравия и посылает Апостольское благословение. 
Сын ваш, посетив святые места Рима, смиренно молил нас, чтобы мы властию Св. Петра утвердили его
на Княжении, и дал присягу быть верным Главе Апостолов. Мы исполнили сию благую волю -
согласную с вашею, как он свидетельствует, - поручили ему кормило Государства Российского именем
Вермовного Апостола, с тем намерением и желанием, чтобы Св. Петр сомранил ваше здравие, княжение
и благое достояние до кончины живота, и сделал вас некогда сопричастником славы вечной. Желая
также изъявить готовность к дальнейшим услугам, доверяем сим Послам - из коим один вам известен и
друг верный - изустно переговорить с вами о всем, что есть и чего нет в письме. Приимите им с
любовию, как Послов Св. Петра; благосклонно выслушайте и несомненно верьте тому, что они
предложат вам от имени нашего - и проч. Всемогущий Бог да озарит сердца ваши и да приведет вас от
благ временным ко славе вечной. Писано в Риме, 15 Маия, Индикта МIII¦ (то есть 1075 году). 
Сайт управляется системой uCoz
Сайт управляется системой uCoz