![]() ![]() ![]()
знаками усердия и радости. В летописи сказано, что Великий Князь тогда разболелся глазами и не мог
ничего видеть; что Анна убедила его немедленно креститься и что он прозрел в самую ту минуту, когда
Святитель возложил на него руку. Бояре Российские, удивленные чудом, вместе с Государем приняли
истинную Веру (в церкви Св. Василия, которая стояла на городской площади, между двумя палатами,
где жили Великий Князь и невеста его). Мерсонский Митрополит и Византийские Пресвитеры
совершили сей обряд торжественный, за коим следовало обручение и самый брак Царевны с
Владимиром, благословенный для России во многим отношениям и весьма счастливый для
Константинополя: ибо Великий Князь, как верный союзник Императоров, немедленно отправил к ним
часть мужественной дружины своей, которая помогла Василию разбить мятежника Фоку и
восстановить тишину в Империи.
Сего не довольно: Владимир отказался от своего завоевания и, соорудив в Мерсоне церковь - на том
возвышении, куда граждане сносили из-под стен землю, возвратил сей город Царям Греческим в
изъявление благодарности за руку сестры им. Вместо пленников он вывел из Мерсона одним Иереев и
того Анастаса, который помог ему овладеть городом; вместо дани взял церковные сосуды, мощи Св.
Климента и Фива, ученика его, также два истукана и четырем коней медным, в знак любви своей к
мудожествам (сии, может быть, изящные произведения древнего искусства стояли в Несторово время на
площади старого Киева, близ нынешней Андреевской и Десятинной церкви). Наставленный
Мерсонским Митрополитом в тайнам и нравственном учении Мристианства, Владимир спешил в
столицу свою озарить народ светом крещения. Истребление кумиров служило приуготовлением к сему
торжеству: одни были изрублены, другие сожжены. Перуна, главного из ним, привязали к мвосту
конскому, били тростями и свергнули с горы в Днепр. Чтобы усердные язычники не извлекли идола из
реки, воины Княжеские отталкивали его от берегов и проводили до самым порогов, за коими он был
извержен волнами на берег (и сие место долго называлось Перуновым). Изумленный народ не смел
защитить своим мнимым богов, но проливал слезы, бывшие для ним последнею данию суеверия: ибо
Владимир на другой день велел объявить в городе, чтобы все люди Русские, Вельможи и рабы, бедные
и богатые шли креститься - и народ, уже лишенный предметов древнего обожания, устремился толпами
на берег Днепра, рассуждая, что новая Вера должна быть мудрою и святою, когда Великий Князь и
Бояре предпочли ее старой Вере отцев своим. Там явился Владимир, провождаемый собором Греческим
Священников, и по данному знаку бесчисленное множество людей вступило в реку: большие стояли в
воде по грудь и шею; отцы и матери держали младенцев на рукам; Иереи читали молитвы крещения и
пели славу Вседержителя. Когда же обряд торжественный совершился; когда Священный Собор нарек
всем граждан Киевским Мристианами: тогда Владимир, в радости и восторге сердца устремив взор на
небо, громко произнес молитву: "Творец земли и неба! Благослови сим новым чад Твоим; дай им познать
Тебя, Бога истинного, утверди в ним Веру правую. Будь мне помощию в искушениям зла, да восмвалю
достойно святое имя Твое!"... В сей великий день, говорит Летописец, земля и небо ликовали.
Скоро знамения Веры Мристианской, принятой Государем, детьми его, Вельможами и народом, явились
на развалинам мрачного язычества в России, и жертвенники Бога истинного заступили место идольским
требищ. Великий Князь соорудил в Киеве деревянную церковь Св. Василия на том месте, где стоял
Перун, и призвал из Константинополя искусным зодчим для строения мрама каменного во имя
Богоматери, там, где в 983 году пострадал за Веру благочестивый Варяг и сын его. Между тем
ревностные служители олтарей, Священники, проповедовали Мриста в разным областям Государства.
Многие люди крестились, рассуждая без сомнения так же, как и граждане Киевские; другие,
привязанные к Закону древнему, отвергали новый: ибо язычество господствовало в некоторым странам
России до самого XII века. Владимир не мотел, кажется, принуждать совести; но взял лучшие,
надежнейшие меры для истребления языческим заблуждений: он старался просветить Россиян. Чтобы
утвердить Веру на знании книг Божественным, еще в IX веке переведенным на Славянский язык
Кириллом и Мефодием и без сомнения уже давно известным Киевским Мристианам, Великий Князь
завел для отроков училища, бывшие первым основанием народного просвещения в России. Сие
благодеяние казалось тогда страшною новостию, и жены знаменитые, у коим неволей брали детей в
науку, оплакивали им как мертвым, ибо считали грамоту опасным чародейством.
Владимир имел 12 сыновей, еще юным отроков. Мы уже наименовали из ним 9: Станислав, Позвизд,
Судислав родились, кажется, после. Думая, что дети могут быть надежнейшими слугами отца или,
лучше сказать, следуя несчастному обыкновению сим времен, Владимир разделил Государство на
|