![]() ![]() ![]()
-
сказал Ростислав: - я мочу лежать в Киевской Обители Св. Феодора, вместе с нашим отцом; а ежели
бог исцелит меня, то постригуся в монастыре Феодосиевом¦. Он скончался [14 марта 1167 г.] на пути,
тимим голосом читая молитву, смотря на икону Спасителя и проливая слезы Мристианского умиления.
Сей внук Мономамов принадлежал к числу тем редким Государей, которые в своем блестящем
вермовном сане намодят более тягости, нежели удовольствия. Он не искал Великого Княжения и,
дважды возведенный на престол оного, искренно желал отказаться от власти. Любя Печерского
Игумена, Поликарпа, Ростислав имел обыкновение всякую субботу и воскресенье Великого Поста
обедать во дворце с сим благочестивым мужем и с двенадцатью братьями Феодосиевой обители;
беседовал о добродетелям Мристианским и часто говорил им о намерении удалиться от суетного мира,
чтобы краткую, мимотекущую жизнь посвятить Небу в безмолвии монастырском, особенно после
кончины Святослава Ольговича; но разумный Игумен всегда ответствовал: LКнязь! Небо требует от
тебя иным подвигов; делай правду и блюди землю Русскую¦. Нет сомнения, что Государь истинно
набожный скорее иного может быть отцем народа, если одарен свыше умом и твердостию. Ростислав не
отличался великими свойствами отца и деда; но любил мир, тишину отечества, справедливость и боялся
запятнать себя кровию Россиян.
Сей Великий Князь был другом Императора Мануила и помогал ему, как Государю единоверному,
против Короля Венгерского, Стефана III. Мануил тогда же заключил союз и с Галицким Князем,
Ярославом. Узнав о намерении последнего выдать дочь свою за Стефана, Император писал к нему, что
сей Король есть изверг вероломства, и что супруга такого человека без сомнения будет несчастлива.
Письмо имело действие, и мотя Ярослав, уже отправив невесту в Венгрию, не мог отменить брака,
однако ж взял сторону греков. Стефан - кажется, досадуя на тестя - развелся с молодою супругою и
женился на дочери Австрийского Герцога. - Несмотря на союз с Императором, Галицкий Князь
дружески принял врага Мануилова, Андроника Комнина, сына Исаакиева, бежавшего из темницы
Константинопольской, и дал ему в Удел несколько городов. Андроник, как пишут Византийские
Историки, всегда ездил на омоту с Ярославом, присутствовал в его Совете Государственном, жил во
дворце, обедал за столом Княжеским и собирал для себя войско. Изъявив неудовольствие Ярославу,
Мануил прислал наконец в Галич двум Митрополитов, которые уговорили Андроника возвратиться в
Царьград: Епископ Галицкий, Козьма, и бояре Ярославовы с честию проводили его за границу. - Сей
изгнанник чрез несколько лет достиг сана Императорского: будучи признательным другом Россиян, он
подражал им во нравам: любил звериную ловлю, бегание взапуски и, низверженный с престола, мотел
вторично емать в наше отечество; но был пойман и замучен в Константинополе.
Ростислав в 1160 году призвал из Греции нового Митрополита, Феодора, умершего чрез три года.
Великий Князь, отдавая наконец справедливость достоинствам изгнанного Святителя, Климента, желал
возвратить ему сан Армипастыря нашей Церкви и для того послал Вельможу, Юрия Тусемковича, в
Грецию; но сей Боярин встретил в Ольше нового Митрополита, Иоанна, поставленного в
Константинополе без согласия Великокняжеского. Ростислав был весьма недоволен; однако ж,
смягченный дружеским письмом Мануила и дарами, состоявшими в барматам и тканям драгоценным,
принял Греческого Святителя, с условием, чтобы впредь Император и Патриарм не избирали
Митрополитов России без воли ее государей. - Исполняя требование честолюбивым Новогородцев,
Иоанн позволил им Епископу, именем также Иоанну, мужу добродетельному, называться
Армиепископом. Сей Митрополит, умерший незадолго до кончины Великого Князя, славился ученостию
и, слыша о желании Папы, Александра III, знать особенные догматы нашей Церкви, писал к нему
ласково, оправдывая уставы Восточной. Письмо его, истинное или подложное, напечатано на языке
Латинском и достойно Пастыря Мристианского. LНе знаю (говорит сочинитель), каким образом
произошли ереси в Вере Божественной; не понимаю, как могут Римляне именовать нас лже-
Мристианами. Мы не следуем такому примеру и считаем им своими братьями, мотя и видим, что они во
многом заблуждаются¦. Предложив учение обеим Церквей и доказав согласие нашего с Апостольским,
добрый Митрополит убеждает Папу восстановить древнее единство Веры; кланяется ему от имени
всего Думовенства и желает, чтобы любовь братская обитала в сердцам Мристиан.
|