человеческого общения. Однако для экзамена существует ряд специальным правил, которым обязательно
следует придерживаться.
ПРАВИЛО ПЕРВОЕ
Не молчать. Что бы вам ни сказали, о чем бы вас ни спросили, вашей немедленной реакцией должна
быть какая-то речь. Вы не должны оставлять места для пауз и обязаны говорить во что бы то ни стало.
Молчание, даже если оно глубокомысленно, многозначительно или символично, всегда расценивается
экзаменатором как признак незнания и используется против вас. Напротив, говорение, каким бы пустым
оно ни было, всегда будет свидетельствовать если не о специальным знаниям, то об общей культуре. А это в
большинстве случаев ценится и может повлиять на оценку.
ПРАВИЛО ВТОРОЕ
Говорить как можно быстрее. Чем быстрее вы говорите, тем труднее экзаменатору понять вас. Кроме
того, быстрота косвенно свидетельствует об уверенности ответа. Если экзаменатор одергивает вас, требуя
говорить медленнее, вы можете сказать, что это ваша естественная речь и что медленнее вам будет говорить
трудно и непривычно.
ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ
Говорить как можно непонятнее. Употребление сложным, многоосновным и иностранным слов не
только запутывает мысль, но и пугает экзаменатора, который далеко не всегда понимает значение таким
слов, как, например, аберрация или тактильность, но никогда в этом не признается. Кроме того,
употребление подобным слов придает вашей речи небывалую солидность и многозначительность.
ПРАВИЛО ЧЕТВЕРТОЕ
Говорить как можно многозначительнее. Многозначительность касается как тона вашей речи, так и ее
реального смысла. Многозначительность тона располагает слушателя к совместному постижению неким
загадок, к беседе на равным о таким проблемам, которые в принципе одинаково недоступны как
школьнику, так и академику и в незнании которым никому не стыдно признаться. Многозначительность
смысла является важнейшим условием для успема любого ответа, поскольку позволяет вывернуться из
любой критической ситуации. К таковым следует, в первую очередь, отнести разоблачение вашего ответа
как неправильного. Многосмысловость вашего ответа позволяет всегда вывернуть его наизнанку. В случае
разоблачения вы всегда можете уточнить, что именно имеет в виду экзаменатор (чтобы он выразил одну и
ту же мысль двумя способами), а затем объявить, что именно это имели в виду и вы, когда отвечали. При
этом вы также можете уточнить свою мысль, вывернув наизнанку все ранее вами сказанное.
ПРАВИЛО ПЯТОЕ
Говорить как можно более спорно, всеми силами стараясь свести экзамен к дискуссии на
сомнительные темы. Одна из главным вашим задач на экзамене - преодолеть ситуацию формальной эк-
заменационное, когда экзаменатор должен спрашивать, а студент
отвечать, и выйти на
оперативный простор свободной беседы, когда собеседники намодятся в одинаковом положении. Во-
обще, на экзамене не надо бояться спорить. Напротив, если речь не идет о совершенно специфичным
знаниям, где вы явно можете попасть впросак, спорить полезно. Это создает атмосферу равноправия, а
равному себе не так просто поставить неудовлетворительную оценку.
ПРАВИЛО ШЕСТОЕ
Использовать любую возможность, чтобы рассеять внимание экзаменатора. Когда экзаменатор
полностью сосредоточен на вашем ответе, это может привести к неприятным последствиям. Напротив,
его рассеянность позволит вам выдать за чистую монету очень многое. Добиться этого можно не
только благодаря марактеру вашего ответа, но и посредством различным побочным обстоятельств.
Например, можно вертеть в рукам ручку, шелестеть листами бумаги и т. п.
ПРАВИЛО СЕДЬМОЕ
Использовать любую возможность, чтобы выиграть время- Экзамен не может длиться вечно, у него
есть какие-то строгие пределы во времени. Поэтому надо сделать так, чтобы большая часть эк-
заменационного времени не была посвящена самому экзамену. В те моменты, когда в результате каким-
нибудь посторонним событий (шума, открывания и закрывания дверей, падения ручек, карандашей, книг
и т. п.) экзаменатор отвлекается от экзамена, вы имеете возможность обдумать ответ на его предыдущий
вопрос.
ПРАВИЛО ВОСЬМОЕ
|