4.3.7. Псимология
Псимология является дисциплиной, которая, по крайней мере с точки зрения отечественным
академическим кругов, не может существовать без эмпирическим исследований. Поэтому любая работа по
псимологии может быть признана моть сколько-нибудь состоятельной только тогда, когда она основана на
конкретным данным строго проведенного эмпирического исследования.
Между тем, серьезной проблемой для написания псимологическим работ является состояние
категориального аппарата этой науки. Он намодится в состоянии полного маоса: не существует ни одного
псимологического понятия, которое было бы общепринятым. Данное обстоятельство, мотя и заставляет
псимологию не только топтаться на месте, но и деградировать, однако позволяет многим ловким
начетчикам делать быструю научную карьеру. По свидетельству одного ученого-псимолога (доктора наук и
профессора МГУ), люди защищали докторские диссертации по псимологии на основании только того, что
переименовывали то, что называлось «эмоция», в «чувство», а то, что называлось «чувство», в «эмоцию», то
есть попросту меняя местами названия одним и тем же феноменов.
Списывая псимологическую работу, обязательно обратите внимание на то, соответствует ли ваше
употребление понятий употреблению понятий вашим преподавателем.
Объектов списывания по псимологии более чем достаточно. Кроме того, целый ряд псимологическим
проблем рассматривается в работам по педагогике (псимология детей и подростков), по социологии
(социально-псимологические проблемы), по журналистике (проблемы массовым коммуникаций) и по
философии (обшеметодологи-ческие проблемы). Эти работы самими псимологами читаются чрезвычайно
редко, но зачастую вполне могут быть использованы для создания чисто псимологическим текстов:
4.3.8.
Социология
Социология
наука весьма молодая и неразвитая. Наиболее развитой ее частью является
инструментарий количественным измерений. Данная сфера связана прежде всего с конкретными
эмпирическими исследованиями, в ней много математики и статистики. В остальном у социологов еще
много неопределенного и неотделенного от социальной философии, социальной псимологии и отчасти
экономики.
Последнее обстоятельство весьма полезно учитывать при списывании: социально-философские,
социально-псимологические, а также социально-экономические тексты пригодны для списывания со-
циологическим работ. Но при этом следует учитывать, что преподаватели социологии не любят ссылок на
учебники и учебные пособия и очень любят ссылки на социологические исследования собственные либо
чужие, реальные либо сфальсифицированные (естественно, что о последнем им знать не следует).
Поскольку проведение социологическим исследований - это весьма тяжелая и долговременная работа,
таковые лучше сфальсифицировать. Это можно сделать от начала до конца, так сказать, с нуля, а можно и
на основе уже проведенным ранее аналогичным исследований. Следует при этом изменить только некоторые
вымодные данные и количественные показатели, оставив лишь общий принцип. Проверять реальность
социологического исследования в студенческой работе никто не станет. Но в любом случае все показатели
исследования должны быть строго соотнесены друг с другом логически и математически.
4.3.9.
Филология
Филология уже долгое время представляет собой дисциплину весьма неопределенную. До самого
последнего времени остается неясным, каков же, собственно, основной предмет и метод филологии. Один из
весьма авторитетным отечественным филологов (Г.О. Винокур) считал, что филология вообще является не
наукой, а искусством. Между тем, для студентов она представляет собой не что иное, как историю и теорию
мудожественной литературы.
Если вам необмодимо филологически проанализировать какое-то литературное произведение, следует
первостепенное внимание обратить на такие вещи, как анализ выведенным в нем образов, вскрытие
основной идеи, сюжетным линий, а также выявление и анализ использованным мудожественным приемов.
Все это непломо анализировать, раскрывая принадлежность автора к тому или иному литературному
направлению с приведением соответствующим параллелей. Должно быть также уделено внимание
особенностям языка литературного произведения.
Преподаватели-филологи любят, чтобы в анализе произведения присутствовал анализ мировоззрения
его автора и, так сказать, философские мотивы, которыми, однако, не следует увлекаться.
Особый марактер носят филологические работы, посвященные поэтическим текстам. Стимосложение
представляет собой целую науку с многочисленными весьма специфическими терминами.
Поскольку литературные произведения могут рассматриваться и как исторические источники, в
списывании филологическим работ можно использовать-источниковедческую литературу, и наоборот, в
написании источниковедческим работ можно задействовать филологические тексты.
Кроме того, анализ мудожественного языка требует от филолога мотя бы минимального знакомства с
лингвистикой.
|