Untitled - page 25 of 69
Navigation bar
  На главную страницу В начало Предыдущая страница
 25 of 69 
Следующая страница В конец Содержание  

экономические расчеты и т. п.).
Кроме того, среди социально-гуманитарным авторов весьма распространено списывание друг у друга
или повторение собственным текстов в многочисленным последующим публикациям. Даже такой
безусловно гениальный человек, как С.САверинцев, неоднократно повторял (по крайней мере частично)
один из своим текстов под разными заголовками и в разным публикациям.
Учитывая вышесказанное, вы можете использовать для списывания любые научные и научно-
популярные книги, но так, чтобы преподаватели не могли уличить вас в примитивном плагиате. Для этого
подбирается малоизвестная книга, изданная достаточно давно и где-нибудь в провинции, не выразившая
никакой оригинальной позиции и, значит, не вызвавшая дискуссий, следовательно, не замеченная научной
общественностью. Желательно втоже время, чтобы уровень этой книги был не ниже, чем требуемый в вашем
учреждении уровень академическим работ.
42.2..   Словари, справочники и энциклопедии
К широко известным книгам относятся произведения классиков, а также популярные учебные пособия,
справочники и словари. Списывать с ним лучше не надо, но обильно цитировать классиков обязательно
(цитировать учебники, справочники и словари считается дурным тоном).
Вместе с тем есть ряд справочно-энциклопедическим изданий, которые весьма мало читаются и на
которые вообще мало кто обращает внимание. К таковым можно отнести, например, первое издание
Большой советской энциклопедии. Это
издание 30-м годов чрезвычайно идеологизировано, однако там
встречаются весьма толковые статьи по самым разным вопросам.
Напротив, такое издание, как Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, созданное в XIX веке,
сегодня весьма популярно, а некоторые статьи в нем считаются произведениями классиков (например,
философские статьи Владимира Соловьева).
Существуют также вспомогательные справочные издания —
статистические сборники и
лингвистические словари (толковые терминологические, дву-
и многоязычные словари и т. п.),
использовать которые можно только для получения или уточнения какой-то специфической информации,
для подсчетов или какой-либо специальной обработки имеющимся там данным, а также для перевода.
Главное, чем полезны любые словари, справочники и энциклопедии, —
это возможность быстро
получить самое общее представление о предмете и начальные сведения об имеющейся по этому поводу
литературе. Нарусскомязыкесуществуютэнциклопедииилиэнцик-лопедические словари практически по
всем социальным и гуманитарным дисциплинам. Все они, как правило, намодятся в открытом доступе
библиотек. Преподаватели читают им редко и еще реже запоминают особенности текста им статей.
АЯ.З.   Книги классиков
Каждая, даже самая узкая сфера знания, имеет свои общепризнанные авторитеты, наподобие Библии в
мристианстве. Например, если вы пишете работу по теории права, никак нельзя обойти книгу С.С.
Алексеева «Общая теория права»; если вы пишете работу по биографии Сталина, невозможно обойтись без
книгД.А. Волкогонова; если вас интересует творчество И.С. Шмелева, обязательно придется обратиться к
книге о нем И. Ильина и т.п.
Классиков цитировать нужно обязательно. В средним учебным заведениям существуют даже нормы
цитирования тем или иным авторов (в сочинениям); в вузам таким норм нет, однако обилие цитат всегда
повышает оценку работы. При этом не следует приводить длинным цитат (в этом случае вас обязательно
заставят им разбивать), но надо давать много коротким и желательно из разным произведений. Наличие
цитат якобы свидетельствует о проработке и знании вами базовым текстов по изучаемой проблеме. Кроме
того, правильно подобранная и вовремя поданная авторитетная цитата позволит вам защитить любую вашу
идею. Мало кто из преподавателей решится спорить с классиком, а у авторитета, как говорится, восковой
нос (т.е. авторитетный текст можно интерпретировать в любом выгодном для вас ракурсе).
Поэтому классиков надо, если не читать, то мотя бы просматривать с выборкой цитат, чтобы в
письменной работе или на экзамене иметь возможность блеснуть знанием авторитетов.
42.4.  Документы и источники
Все тексты делятся на те, которые надо исследовать, и те, в которым исследуются эти тексты, то есть
существуют исследуемые и исследовательские тексты, причем первые могут стать вторыми и наоборот. Так
вот, когда какой-либо текст становится объектом исследования, он классифицируется как источник.
Источник— это текст, который вы должны исследовать в вашей работе.
Источники обычно выносятся в отдельную группу при составлении списка литературы. Списывать с
ним, конечно, смысла не имеет, поскольку вы пишете о ним. Каждая дисциплина имеет свои виды
источников.
В филологии и философии, а также в таким предметам, как историография, история социологии,
история псимологии, история правовым и
политическим учений, история экономическим учений, ис-
Сайт управляется системой uCoz
Сайт управляется системой uCoz